Официальным днём рождения гражданской авиации СССР считается 9 февраля 1923 г., когда Совет Труда и Обороны СССР принял постановления "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". 17 марта 1923 г. было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР - АО "Добролёт", 26 марта 1923 г. на Украине было создано аналогичное АО "Укрвоздухпуть", а 10 мая 1923 г. в Закавказье было образовано АО "Закавиа".
Так в 1923 г. была создана Гражданская авиация СССР, однако наименование
"Аэрофлот" она получила лишь в 1932 г. Для начала рассмотрим билеты
советских авиатранспортных акционерных обществ 1920-х гг., на базе
которых к началу 1930-х гг. был создан единый Гражданский воздушный флот
(ГВФ) СССР.
Билеты 1920-х гг.
Самый ранний билет, представленный в обзоре, был оформлен в конце 1923 г - в год создания гражданской авиации СССР. В шапке билета размещена эмблема АО "Закавиа" с изображением немецкого
"Junkers F.13", который был основным самолётом Закавии и Добролёта. Изначально советские авиабилеты обозначались как "Билет на полёт" - к 1927 г. появилось более новое обозначение "Пассажирский билет". Этот билет был использован не при обычной авиаперевозке, а при катании на самолёте над городом: в строках для указания пунктов маршрута "из" и "в" стоят прочерки, а в строке с заголовком "над" указано: "над городом Тиф. (Тифлис)". На обратной стороне авиабилетов ещё не приводилась выдержка из правил перевозок:
 |
Билет Закавии 1923 г. |
Чистый бланк билета АО "Укрвоздухпуть" - судя по схожести с предыдущим
билетом Закавии, он, скорее всего, также относится к 1-ой половине 1920-х гг. В отличие от предыдущего билета, на бланках Укрвоздухпути отсутствовало поле "Над" для оформления катания над городом. Часть билета, которую отрывали при контроле во время посадки в самолёт (справа), изначально называлась "контрольной квитанцией" - в дальнейшем она стала обозначаться как "контрольный талон":
 |
Бланк билета Укрвоздухпути (предположительно, 1-я половина 1920-х гг.) |
В 1925 году Укрвоздухпуть поглотил Закавию и распространил свою деятельность на территорию
закавказских республик. Во 2-й половине 1920-х гг. билеты этого авиапредприятия обрели вид книжки - такие же использовали многие зарубежные авиакомпании - члены "International Air Traffic Association" (предшественник нынешнего IATA - "International Air Transport Association"). Помимо полётного купона, который отрывался при посадке в самолёт, в книжке билета также были страницы с картой маршрутов, таблицей тарифов, расписанием движения и выдержкой из правил перевозок. Бланки билетов-книжек были рассчитаны на 1 год применения, после чего выпускались новые с обновлёнными маршрутными картами, таблицами расписаний и тарифов:
 |
Билет Укрвоздухпути в виде книжки образца 1927 г. (тираж - 5000 экз.) |
 |
Слева - корешок полётного купона, отрывавшегося при посадке в самолёт |
У АО "Добролёт" было несколько территориальных отделений - в каждом из
них применялись свои бланки билетов. Ниже представлен билет на бланке Управления Средне-Азиатских воздушных линий, использованный в том же
1927 г., что и предыдущий билет-книжка Укрвоздухпути. Интересная
особенность бланков Добролёта заключалась в том, что на них указывались адреса и телефоны контор авиаперевозчика - за всю последующую историю советских
бланковых билетов такого не наблюдалось. Ко 2-й половине 1920-х гг.
"Билет на полёт" стал именоваться "Пассажирским билетом", а
"Контрольная квитанция" - "Контрольным купоном" (но всё ещё не
"Контрольным талоном"). На момент использования этого билета в русском
языке ещё даже не существорвало слова "аэропорт" - вместо него до
начала 1930-х гг.
применялся термин "аэростанция" (по аналогии с ж/д станциями), поэтому
на бланке присутствуют заголовки "от ст." и "до ст.":
 |
Билет Средне-Азиатских воздушных линий Добролёта 1927 г. |
Далее - билет на бланке Управления Сибирских воздушных линий, образованного в Иркутске 17 мая 1928 г. Хотя бланк этого билета и был выпущен позже предыдущего, внешне он имеет больше сходств с более ранними билетами 1-ой половины 1920-х гг. Взять хотя бы разницу в заголовках "Билет на полёт" и "Пассажирский билет": 1-ый вариант названия применялся только в 1920-е гг., а 2-й присутствовал на бланковых авиабилетах вплоть до середины 1940-х гг. Интересно также то, что данный бланк был использован в 1934 г., когда Добролёт уже почти 4 года как был упразднён. Контрольных купонов у билетов стало уже два: 1-ый отрывался на аэростанции отправления, а 2-й - на аэростанции назначения. На обратной стороне билетов стала приводиться выдержка из правил перевозок, хотя, скорее всего, правила были добавлены на бланки ещё в 1-й половине 1920-х гг.:
 |
Билет Сибирских воздушных линий Добролёта |
К концу 1920-х гг. во всех отделениях Добролёта началось применение билетов единого вида. Бланк на фото снизу был выпущен в 1928 или 1929 г.: указанное в шапке билета Управление Сибирских воздушных линий было образовано 17 мая 1928 г., а год спустя, в мае 1929 г., его разделили на Сибирское управление воздушных линий с центром в Новосибирске и Восточно-Сибирское управление воздушных линий с центром в Иркутске. Как и в случае с билетом Средне-Азиатских линий 1927 г., этот бланк также имеет форму горизонтального прямоугольника и на нём присутствует наименование "Пассажирский билет", а не "Билет на полёт". Но, в отличие от бланка Средне-Азиатских линий 1927 г., контрольные купоны этого билета находятся не снизу, а справа:
 |
Билет 1930 г. на позднем бланке для всех отделений Добролёта |
10 декабря 1929 года Совнарком СССР издал постановление №38/325, в котором, в частности, говорилось:
"Ввиду
нецелесообразности параллельного существования двух обществ гражданской
авиации – Акционерные О-ва "Добролет" и "Укрвоздухпуть"… слить в
"Единое Всесоюзное Общество Гражданского Воздушного Флота "Добролёт""
с подчинением Главной инспекции ГВФ при Наркомате по военным и морским
делам. В целях дальнейшей централизации деятельности гражданской авиации
СССР, 29 октября 1930 г. было образовано "Всесоюзное объединение ГВФ"
при Совете Труда и Обороны СССР (ВОГВФ), а "Добролёт СССР" и Главная
инспекция ГВФ были упразднены. 25 февраля 1932 г. ВОГВФ было преобразовано в
"Главное управление Гражданского воздушного флота" при Совнаркоме СССР
(ГУГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской
авиации страны - "Аэрофлот".
Билеты 1930-х - середины 1940-х гг.
Наиболее ранний из известных бланков Аэрофлота для оформления авиабилетов датируется 1934 г. Указанное в шапке бланка объединение "Трансавиация" осуществляло управление воздушными линиями по всей стране - помимо него в систему ГУ ГВФ входили и другие тресты и объединиения, каждое из которых выполняло определённый вид деятельности (первое время организация ГУ ГВФ и его органов на местах строилась по функциональной системе). Заголовок строки "УВЛ" расшифровывается как "Управление воздушных линий": в это поле вписывалось название местного отделения "Трансавиации", на территории которого был оформлен билет. В верхней части бланка появилась денежная сетка, которая обрезалась в соответствиии с уплаченной за билет суммой (у экземпляра снизу она почему-то целая). Контрольные купоны билетов стали называться "контрольными талонами" - к
середине 1930-х гг. их переместили из правой части бланка в нижнюю. На фоновом изображении билета - "АНТ-9", один из первых советских многоместных пассажирских самолётов, эксплуатация которого началась в 1931 г.:
19
мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление,
предусматривавшее ликвидацию функциональной системы управления
подчиненными органами ГВФ (были ликвидированы тресты и объединения, в
том числе "Трансавиация") - руководство всеми аспектами деятельности
гражданской авиации на закреплённых территориях было возложено на 12 управлений ГВФ. Поэтому в 1935 г. из шапки билетов исчезла "Трансавиация" , а заголовок
"Управление воздушных линий" был заменён на "Управление ГВФ". Выпуск
бланков этого вида продолжался на протяжении всей 2-й половины
1930-х гг.: в 1935 г. их печатала типография "Гознака", в 1937 году -
2-я типография Трансжелдориздата НКПС, известны также бланки без
указания типографии и года выпуска. На фото снизу представлен образец билета 2-й половины 1930-х гг.: над денежной сеткой - корешок билета, отрывавшийся в авиакассах для учёта оформленных билетов, внизу - 2 контрольных талона, отрывавшихся в аэропортах для учёта отправленных и прибывших пассажиров:
 |
Образец билета 1935-1939 гг. |
Уже в 1930-е гг. сложилась практика, что контрольные талоны для аэропортов назначения зачастую не отрывались:
Воздушным кодексом СССР 1935 г. устанавливалось, что "регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями (воздушными линиями) Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ), а в районе деятельности Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП) - и воздушными линиями названного управления". Первое время бланки авиабилетов ГУСМП внешне были идентичны тем, что использовал ГУГВФ (см. ниже) - в дальнейшем они стали различаться стилями оформления, хотя по форме продолжали быть практически одинаковыми. В феврале 1960 г. Полярная авиация ГУСМП была передана в ведение ГУГВФ.
 |
Авиабилет ГУСМП 1938 г. |
В 1940 г. на авиабилетах было размещено изображение нового по тем временам пассажирского самолёта "ПС-84". Все известные экземпляры билетов этого вида были выпущены на типографии Гознака. Перед номерами билетов появилась буква указания серии выпуска бланков - правда, у всех известных экземпляров стоит только "А", т.е. указан 1-ый выпуск:
В годы Великой Отечественной войны бланки авиабилетов выпускала уже типография Аэрофлота, производившая бланки для различных документов ГВФ, отраслевую литературу и авиарекламу. По-видимому, перенос производства на типографию Аэрофлота был обусловлен высокой загруженностью типографии Гознака в годы войны. В отличие от предшествующих бланков, у билетов военных лет отсутствовали поля для указания территориальных управлений ГВФ, рейсов и аэропортов пересадки. Номера билетов перестали наноситься на бланки типографским способом - их стали проставлять с помощью ручных
нумераторов:
Вариант бланка с изображением самолёта ПС-84, получившего в годы войны обозначение "Ли-2":
Как упоминается в книге "Организация перевозок на воздушных линиях" 1949 г., у
бланков билетов военных и первых послевоенных лет отсутстовали
контрольные талоны, однако причина этому в указанном источнике
умалчивается. До начала войны контрольные талоны авиабилетов предназначались
для учёта отправленных и прибывших пассажиров, для чего эти талоны прилагались к
сопроводительным ведомостям аэропортов отправления и назначения. Предположу, что временное исчезновение контрольных талонов
у бланковых билетов было связано с началом использования в 1940-е гг. на воздушном транспорте картонных билетов, у которых контрольных талонов по определению не было.
Картонные билеты 1940-х - 1950-х гг.
В 1940-е гг. наряду с бланковыми билетами ГВФ начал использовать картонные билеты, которые до этого применялись на железнодорожном и речном транспорте. Особенность таких билетов - типографское заполнение пунктов маршрута и стоимости билетов, а также наличие всего 3-х полей для заполнения. Как было упомянуто в книге "Организация перевозок на воздушных линиях" 1949 г., картонные билеты использовались на авиалиниях, имевших значительный и устойчивый пассажиропоток - при оформлении таких билетов у кассиров отпадала необходимость каждый раз заполнять множество полей бланка и уточнять тариф на перевозку по определённому маршруту. Это не только облегчало работу кассирам, но и ускоряло обслуживание пассажиров, желавших приобрести билеты на "горячие" направления.
На данный момент известно 3 разновидности картонных билетов Аэрофлота:
- Разновидность 1940-х гг. - с защитной сеткой на лицевой стороне, со строчными буквами в уведомлении "без печати на обороте недействителен" и с выдержкой из правил на обратной стороне:
- Разновидность 1-й половины 1950-х гг. - без защитной сетки на лицевой стороне, с заглавными буквами в уведомлении "без печати на обороте недействителен" и чистой обратной стороной:
- Разновидность 2-й половины 1950-х гг. - с защитной сеткой на
лицевой стороне, без типографского указания пунктов маршрута, с номером, напечатанным в верхней и в нижней части билета, с выдержкой из правил пеервозок на обратной стороне. Сумма страхового сбора вместо проставления штампа стала указываться типографским способом. На обратной стороне билетов появилось поле для указания веса "багажа на руках" - это говорит о том, что такие билеты применялись только на рейсах поршневых самолётов Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14 и вертолётов Ми-4 (на рейсах новых газотурбинных самолётов Ту-104, Ил-18 и Ан-10 "багаж на руках" не перевозился).
Наиболее поздний случай использования картонного билета Аэрофлота из известных относится к 1959 г.: в доплатной квитанции того года указан 4-значный номер билета - такие были как раз у картонных билетов, тогда как номера бланковых билетов
были 6-значными (
см. фото квитанции).
Билеты 1945 - 1958 гг.
К весне 1945 г. появился новый тип бланков, предопределивший внешний вид авиабилетов вплоть до 1958 г. включительно: основная часть билета по форме вместо горизонтального праямоугольника стала квадратной, на бланковых билетах, наконец, появилась эмблема Аэрофлота, название перевозочного билета сменилось с "Пассажирский билет" на просто "Билет", денежная сетка была перенесена с верхней части бланка в левую часть. Слева от денежной сетки находился корешок билета, остававшийся по месту оформления билета для учёта (в горагентстве, либо в кассе аэропорта). Справа от денежной сетки впервые появилось поле, заполнявшееся в случае, если билет был оформлен на основании требования или наряда на перевозку. С бланков исчезло поле "ФИО пассажира" - а у картонных билетов его никогда и не было: по-видимому, так был сделан очередной шаг к унификации форм билетов этих 2-х типов.
 |
Образец бланкового билета 1945 г., приведённый в Правилах воздушной перевозки 1947 г.
| |
Ввиду предполагаемого удешевления производства бланков, их качество к концу войны снизилось до самого низкого уровня: исчезли все декоративные элементы оформления, включая изображение самолёта, а обратная сторона бланков стала чистой. Исчезло и буквенное указание серии выпуска перед номером. Следующие 2 билета - с зарубежных рейсов: вплоть до 1955
г. на внутренних и международных авиалиниях Аэрофлота применялись
одинаковые бланки билетов:
 |
Билет 1945 г. |
Через некоторое время на бланки билетов вернули фоновое изображение самолёта - правда, оно было относительно низкого качества (использовалась растровая печать как при изготовлении газет). Изображённый самолёт - нечто среднее между Ли-2 и Ил-12:
В конце 1947 г. начался выпуск бланков следующего вида - их
производством вновь стала заниматься типография Гознака, вследствие чего
качество печати билетов сразу вернулось к уровню 1940 г. (в дальнейшем
бланки выпускал только Гознак). На билетах появилось изображение Ил-12, эксплуатация которого началась 1 июня 1947 г. Рядом с номерами вновь появилось буквенное указание серий выпусков. В форму билета было добавлено поле для указания веса ручной клади - по Правилам перевозки 1947 г. её вес мог достигать 15 кг., а вещи сверх этой нормы сдавались в багаж:
 |
Образец бланкового билета 1947 г. |
К концу 1940 гг. на
внутренних авиалиниях было введено деление тарифов на "мягкие" и "жёсткие": в первом случае первозка производилась на пассажирских
самолётах с рядами мягких кресел, а во втором - на грузо-пассажирских
самолётах с жёсткими откидными скамейками вдоль борта. Исходя из уровня
комфорта, мягкий тариф был выше, чем жёсткий. В соответствии с этим
нововведением при оформлении билетов на внутренние рейсы на бланки стали
ставить штампы "Мягкий" или "Жёсткий":
В 1949 г. эмблему и надпись "Аэрофлот" выровняли по центру билета. На
бланки всё-таки вернули поле для указания фамилии пассажира и
контрольные талоны (у картонных билетов, предположительно, тоже
появились контрольные талоны - их могли начать выписывать на отдельных
от билетов бланках). Схема деления бланкового билета стала следующей: 1) по месту оформления билета оставался
корешок, находившийся левее денежной сетки (для учёта проданных
билетов); 2) в аэропорту отправления - верхний контрольный талон (для учёта отправленных пассажиров); 3) в аэропорту пересадки -
средний контрольный талон; 4) в аэропорту прибытия - нижний контрольный
талон; 5) у пассажира оставался
собственно билет (в удостоверение совершённой перевозки). На деле талон для аэропорта отправления отрывался практически всегда при использовании билета, талон для аэропорта прибытия, наоборот, как правило, не отрывался, а средний талон обычно сохранялся, если в ходе перевозки не было пересадок. Поэтому такие билеты чаще всего попадаются с 2-мя неоторванными талонами.
В 1950 или 1951 г. у авиабилетов стало 4 контрольных талона: был добавлен талон для аэропорта 2-ой пересадки. В левом нижнем углу билета стало указываться место для проставления печати билетного кассира:
 |
Билет на бланке 1950-1951 гг. |
В 1952 г. было заменено фоновое изображение Ил-12. На основной части билета заголовок поля "Через аэропорт" сменился на "Аэропорты пересадки" - ведь теперь бланк был рассчитан на 2 пересадки. Справа от денежной сетки появилось уведомление об уплате страхового сбора:
В 1954 г. были выпущены бланки без фонового изображения самолёта. К этому же году относятся наиболее ранние из известных бланков с маркировкой в виде диагональных полос и надпечатками "Служебный", "Воинский" и "Детский" (служебные и воинские билеты будут рассмотрены в отдельном обзоре).
В 1955 г. на международных авиалиниях Аэрофлота началось применение
билетов в виде книжки, включавших в себя багажную квитанцию (им будет посвящён отдельный обзор), -
с этого года бланковые билеты продолжали применяться только на внутренних рейсах. Наименование "Аэрофлот СССР" стало использоваться в международных перевозочных документах, а просто "Аэрофлот" - во внутрисоюзных:
В 1957 г. на билетах впервые появилось изображение Ту-104, первого газотурбинного самолёта Аэрофлота, эксплуатация которого началась 15 сентября 1956 г. С появлением бланков этого вида навсегда ушёл в историю контрольный талон для аэропорта прибытия, появившийся ещё в 1920-е гг. и в последние свои годы редко когда использовавшийся. Талонов у билетов снова стало три: один большой - для аэропорта отправления и два прежнего размера - для аэропортов пересадки:
Далее - единственный известный детский билет периода до 1961 г. Согласно выдержке из правил перевозки по внутрисоюзным авиалиниям, приведённой в расписании 1956 г., дети в возрасте до 10 лет перевозились только в сопровождении взрослых. Пассажир мог перевезти одного ребёнка до 5 лет бесплатно. За перевозку 2-х детей в возрасте до 10 лет взималось 50% стоимости билета с каждого, с предоставлением обоим одного места. За провоз детей, занимавших отдельные места, независимо от их возраста взималась полная стоимость билета. Похоже, что бланки с надпечаткой "Детский" оформлялись в случае перевозки 2-их детей до 10 лет на одном месте - если же ребёнок занимал отдельное место, ему оформлялся билет на обычном бланке:
Билеты 1959-1960 гг.
В 1959 г. были выпущены бланки переходного периода, значительно отличавшиеся как от предшествующих бланков 1950-х г., так и от последующих бланков 1960-х гг. Главное, что произошло - в 1959 г. билет внутренних авиалиний был объединён с багажной квитанцией в единый перевозочный документ (на международных авиалиниях это произошло в 1955 г.).
Помимо багажной квитанции на бланки билетов было добавлено следующее:
1) Вместо поля "Цена" появились поля "Тариф" и "Наличными", так как пассажир не всегда оплачивал наличными полную стоимость билета по тарифу (например, при приобретении авиабилета по воинскому требованию на ж/д перевозку, наличными оплачивалась только разница в стоимости между авиа- и ж/д- билетами).
2) У билетов рассматриваемого периода отсутствовала денежная сетка. Скорее всего, это было связано с добавлением на бланки поля "Наличными" - ранее для указания оплаченной наличными суммы использовалась как раз денежная сетка.
3) Добавилось поле для указания суммы комиссионного сбора за оформление билета - до этого уплата комиссионного сбора удостоверялась штампом в билете.
4) На бланке появилось поле для указания забронированных мест в самолётах, на которые пересаживался пассажир в промежуточных аэропортах.
5) Дети до 12 лет перевозились только в сопровождении взрослых - при
оформлении билета на ребёнка в поле "К билету №" вписывался номер билета
следовавшего с ним взрослого
пассажира. Если в ходе перевозки предстояло сделать более 2-х пересадок, оформлялся
дополнительный билет, у которого в поле "К билету №" вписывался номер
основного билета.
6) В случаях, когда вес багажа превышал бесплатную норму провоза и/или пассажир оплачивал объявленную ценность багажа, в дополнение к багажной квитанции оформлялся отдельный документ, номер которого стал указываться в поле "Квитанция платного багажа №" (до 1959 г., когда багажная квитанция была на отдельном от билета бланке, оплата багажа фиксировалась прямо в ней).
7) На бланки было добавлено поле для указания типа самолёта: к концу 1950-х гг. вместо системы тарифов "жёсткий"/"мягкий" была введена новая система с привязкой тарифов к типам
самолётов. Согласно новой системе, стоимость перевозки ранжировалась как внутри группы грузопассажирских самолётов (от Ли-2Т до Ил-14Т), так и внутри группы пассажирских самолётов (от Ли-2П до Ту-104). Указание типа самолёта в билете могло пригодиться пассажиру ещё следующим образом: как
упоминалось в правилах на обратной стороне билетов, время начала и завершения посадки зависело от того, поршневой это самолёт или газотурбинный.
Бланки билетов 1959 г. были выпущены типографией Гознака по 2-м заказам: №13312 и №13708 - билеты этих выпусков различались только таблицами багажной квитанции: у более поздней разновидности отсутствовал столбец для указания количества мест ручной клади:
На многих внутрисоюзных билетах 1959-1980-х гг. багажные квитанции не заполнены - дело в том, что помимо обычной процедуры оформления багажа на внутренних авиалиниях существовала ещё и упрощённая (цитата из РОП-80): "багаж каждого пассажира не взвешивается ... весь принятый от пассажиров багаж взвешивается одной партией на специальных большегрузных весах ... багажная квитанция в билете не заполняется, на каждое место багажа пассажиру выдается отрывной талон багажной бирки, который удостоверяет оформление и приём багажа для перевозки под ответственность Аэрофлота".
Билеты 1961-1979 гг.
Согласно Правилам перевозок в редакциях 1932 и 1947 гг. авиабилет обозначался как "форма № 1", а багажная квитанция - как "форма № 2". В 1959 г. билет был объединён с багажной квитанцией в единый перевозочный документ.
В 1961 г. произошло ещё одно знаковое событие в истории бланковых билетов Аэрофлота: вместо использования во всех случаях единого бланка началось применение бланков различных форм (информация из книги Букин Г.А., Волков М.М. Коммерческая эксплуатация воздушного транспорта: Учебное пособие. Л., ВАУ ГВФ, 1964. - 174 с.
):
- форма "K-19" - взрослый для прямых рейсов
- форма "К-21" - взрослый для перевозок с пересадками и/или промежуточными остановками
- форма "К-20" - детский для прямых рейсов
- форма "К-22" - детский для перевозок с пересадками и/или промежуточными остановками
- форма "К-23" - взрослый для местных авиалиний
- форма "К-24" - детский для местных авиалиний
В 1964 г. в вышеупомянутую линейку бланков были внесены первые изменения, при
этом изменилась и нумерация их форм: в частности, билеты для местных
авиалиний "К-23" и "К-24" с указанного года стали обозначаться как
"К-60" и "К-61" - это стало известным благодаря наличию неиспользованных
бланков этих двух видов, на служебных корешках которых указаны новые номера
форм. В том же 1964 г. были введены в действие билеты формы "К-54", у которых типографским способом были заполнены поля для указания пунктов маршрута и суммы тарифа.
В 1965 г. появились бланки для оформления льготных
билетов, а разовые служебные билеты получили такое же
внешнее оформоление, что и обычные "гражданские".
В 1972 г. появились
бланки билетов для заполнения на печатающем устройстве системы "Сирена".
В 1974 г. появились бланки "К-58" для оформления бесплатных билетов депутатов
Верховных советов СССР и союзных республик.
Билеты для прямых рейсов (c 1961 г. - форма "К-19", с 1964 г. - ?). Билеты форм K-19, К-20, K-21 и
К-22 применялись на внутрисоюзных авиалиниях, превышавших расстояние в
525 км. Вместо построчного заполнения бланков, как это было ранее, с
1961 г. все данные билетов были сгруппированы в таблицы, при этом ячейки главной таблицы были обведены жирной
линией. Среди обведённых ячеек первое время была и ячейка "Тариф" - с
начала 1960-х гг. тарифы зависели уже не от типов самолётов, а только от
расстояния перевозки. На бланки почти всех форм, за исключением местных
авиалиний, вернули денежную сетку - как и прежде, она отрезалась в
соответствии с оплаченной наличными суммой. На билетах
форм "К-19", "К-20", К-23" и "К-24" отсутствовало поле для указания фамилии пассажира - скорее всего оно имелось на контрольном талоне, который у бланков
данных
форм был всего один. Как было упомянуто ранее, изначально контрольные
талоны для аэропорта отправления отрывались при посадке в самолёт - в начале 1960-х гг. на
внутрисоюзных авиалиниях появился альтернативный вариант, при котором
контрольные талоны билетов отрывались при регистрации на рейс в
аэровокзале, а пассажирам выдавались многоразовые посадочные талоны,
которые затем изымались у трапа самолёта. Так как в этом
случае на момент посадки у билетов "К-19" уже отсутствовали контрольные талоны, фамилии пассажиров вписывали в любое свободное место билетов:
В 1964 г. появились бланки билетов на прямые рейсы, у которых по указанной выше причине поле "Фамилия" имелось как на контрольном талоне, так и на самом билете. Из-за того, что контрольные талоны стали отрываться при регистрации на рейс и на момент контроля билетов при посадке в самолёт они могли уже отсутствовать, с бланков было убрано уведомление, что без контрольного талона билет недействителен (с 1949 по 1960 гг. это
уведомление находилось на обратной стороне билетов, а с 1961 г. по 1964
г. - в нижней части лицевой стороны).
В 1964 г. изменился цвет бланков,
впервые после 1940 г. в шапке билетов вновь стали указываться
территориальные управления (тем не менее, в 1960-1970-е гг. часть бланков выпускалась в нейтральном варианте - без указания управлений). С 1964 г. с помощью денежной сетки стала указываться не сумма оплаты наличными, а общая цена билета в соотвествии с тарифом на авиаперевозку. Поля "Тариф" и "Комиссионный сбор" были приобщены к таблице "Оплачено". В форму багажной квитанции было добавлено место для проставления штампа кладовщика, принимавшего багаж к перевозке:
С 1974 г. данные пассажира стали указываться на контрольных талонах в более развёрнутом виде, для чего поле "Фамилия" было перенесено с лицевой стороны талона на обратную, туда же были добавлены поля "Имя", "Отчество" и "Паспорт (удостоверение)". В соответствии с этим нововведением внизу лицевой стороны билетов
появилось указание для пассажиров "... заполните обратную
сторону контрольного талона":
Детские билеты для прямых рейсов (с 1961 г. - форма "К-20", с 1964 г. - ?). Детские билеты с предоставлением скидки в 50% оформлялись только на детей в возрасте до 12 лет - на более возрастную категорию детей эта скидка не распространялась, поэтому для них оформлялись обычные билеты. Если при пассажире следовали дети до 5 лет, то одного из них он мог перевозить бесплатно, но без предоставления отдельного места (в этом случае заполнялся
"Талон на бесплатную перевозку ребёнка до 5 лет"), а на остальных детей до 5 лет оформлялись детские билеты с предоставлением отдельных мест. Согласно правилам перевозок дети до 12 лет перевозились только в сопровождении взрослых, поэтому вместе с детским билетом "К-20" всегда оформлялся взрослый билет "К-19", а с детским формы "К-22" - взрослый "К-21". Главное различие в формах детских и взрослых билетов заключалось в том, что детские не содержали багажную квитанцию - вес детских вещей учитывался при заполнении багажной квитанции в билете взрослого пассажира:
В 1964 г. детские билеты "К-20" претерпели те же изменения, что и взрослые "К-19": добавилось указание территориальных управлений ГА, на билет было добавлено поле "Фамилия", поля "50% тарифа" и "Комиссионный сбор" были пренесены в таблицу "Оплачено":
Билеты для перевозок с пересадками и/или остановками в промежуточных аэропортах (c 1961 г. - "форма К-21", с 1964 г.- ?). Среди форм бланков, появившихся в 1961 г., именно билеты "К-21" наиболее близки к билетам на универсальном бланке 1959 г., также рассчитанном на перевозки, включавшие до 2-х пересадок. В 1959 г. в билетах появилось поле для указания забронированных мест в
самолётах, на которые пересаживался пассажир - начиная с 1961 г. бронирование мест подтверждалось уже не билетом, а доплатными талонами, оформлявшимися по одному на каждую пересадку (
фото). У бланков "К-21" в блоке обведённых ячеек три столбца справа относились к багажной квитанции: перед каждым из промежуточных рейсов количество мест и вес багажа пассажира могли меняться, могла появляться/исчезать ручная кладь - всё это нужно было документировать в багажной квитанции. Помимо ячеек основной таблицы, к багажной квитанции также относилась отдельная ячейка для указания номера квитанции платного багажа и суммы оплаты объявленной ценности багажа:
До 1961 г. было нормой, что если рейсов в перевозке было меньше, чем контрольных талонов у бланка, у билета сохранялись неиспользовавшиеся талоны - с указанного года неиспользовавшиеся талоны стали изымать в авиакассах и прилагать к копиям билетов для учёта, а заполненные талоны отрывались перед вылетом. Поэтому начиная с 1961 г. у обычных (неслужебных) авиабилетов после завершения перевозки, как правило, не оставалось ни одного контрольного талона. Тем не менее, в редких случаях талоны у билетов 1960-1970-х гг. всё-таки сохранялись - чаще всего это происходило, если билет не был использован или был использован неполностью:
 |
Впервые после 1940 г. контрольные талоны билетов вновь стали обозначаться порядковыми номерами
|
Как и в случае с билетами для прямых рейсов, в 1964 г. у бланков для перевозок с пересадками изменился цвет, под логотипом Аэрофлота стали указываться территориальные управления ГА, исчезло уведомление, что без контрольного талона билет недействителен. На обратную сторону билетов были добавлены 3 места для проставления штампов багажных
кладовщиков, принимавших багаж в аэропортах отправления и пересадок. На
контрольных талонах появилось поле "Отметка о регистрации":
С 1974 г. данные пассажира стали указываться на контрольных талонах в
более развёрнутом виде, для чего поле "Фамилия" было перенесено с
лицевой стороны талона на обратную, туда же были добавлены строки "Имя",
"Отчество" и "Паспорт (удостоверение)". В соответствии с этим нововведением внизу лицевой стороны билетов
появилось указание для пассажиров "... заполните обратную
сторону контрольного талона":
Детские билеты для перевозок с пересадками и/или остановками в промежуточных аэропортах (с 1961 г. - форма "К-22", с 1964 г. - "К-53"). Согласно правилам перевозок дети до 12
лет перевозились только в сопровождении взрослых, поэтому вместе с
детским билетом "К-22"/"К-53" обязательно оформлялся взрослый "К-21"/"К-52". Главное различие в формах
детских и взрослых билетов заключалось в том, что детские не содержали
багажную квитанцию - вес детских вещей учитывался при заполнении
багажной квитанции в билете взрослого пассажира:
 |
Книжка с чистыми бланками формы К-53
|
Детские билеты с предоставлением скидки в 50% оформлялись только на
детей в возрасте до 12 лет - на более возрастную категорию детей эта
скидка не распространялась, поэтому для них оформлялись обычные билеты:
Билеты местных воздушных линий (c 1961 г. - форма "К-23", с 1964 г. - форма "К-60"). Такие билеты применялись на рейсах небольших самолётов и вертолётов по авиалиниям протяжённостью до 525 км. - обычно такие перевозки выполнялись в пределах одной области/края. Бланки билетов местных авиалиний выпускались с указанием всех возможных комбинаций тарифных групп и тарифных поясов, действовавших на местных воздушных линиях. Номер тарифной группы указывался в верхней ячейке 1-го столбца таблицы. Всего было установлено 2 тарифных группы, исходя из условий обеспеченности территории наземными видами транспорта и общих эксплуатационных расходов: к 1-ой группе относилось подавляющее большинство авиалиний СССР, а ко 2-ой - только воздушные линии между пунктами, не связанными железными дорогами на определённых территориях Севера и Дальнего Востока СССР. Под указанием тарифной группы находилась ячейка с указанием номера тарифного пояса. Тарифный пояс - интервал дальности перевозок, внутри которого действует определённая тарифная ставка. На местных авиалиниях cуществовала следующая градация тарифных поясов: до 200 км., от 200 км., от 300 км., от 400 км. и от 500 км. Например, билет на фото снизу был оформлен на рейс Ейск-Жданов(Мариуполь): тарифное расстояние между городами - 350 км., что попадает в 3-ий тарифный пояс. В отличие от линий дальнего следования, на местных авиалиниях сдаваемый багаж не оформлялся - все вещи пассажиров принимались к перевозке как ручная кладь, за сохранность которой перевозчик не нёс никакой ответственности, поэтому в билетах местных авиалиний вместо багажной квитанции имелась лишь ячейка для указания веса ручной клади (заполнялась, по видимому, только при превышении нормы бесплатного провоза):
Комментариев нет:
Отправить комментарий