среда, 9 февраля 2022 г.

Основные бланковые билеты Аэрофлота СССР

Официальным днём рождения гражданской авиации СССР считается 9 февраля 1923 г., когда Совет Труда и Обороны СССР принял постановления "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". 17 марта 1923 г. было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР - АО "Добролёт", 26 марта 1923 г. на Украине было создано аналогичное АО "Укрвоздухпуть", а 10 мая 1923 г. в Закавказье было образовано АО "Закавиа". 

Так в 1923 г. была создана Гражданская авиация СССР, однако наименование "Аэрофлот" она получила лишь в 1932 г. Для начала рассмотрим билеты советских авиатранспортных акционерных обществ 1920-х гг., на базе которых к началу 1930-х гг. был создан единый Гражданский воздушный флот (ГВФ) СССР. 

 

 Билеты 1920-х гг.

Самый ранний билет, представленный в обзоре, был оформлен в конце 1923 г -  в год создания гражданской авиации СССР. В шапке билета размещена эмблема АО "Закавиа" с изображением немецкого "Junkers F.13", который был основным самолётом Закавии и Добролёта. Изначально советские авиабилеты обозначались как "Билет на полёт" - к 1927 г. появилось более новое обозначение "Пассажирский билет". Этот билет был использован не при обычной авиаперевозке, а при катании на самолёте над городом: в строках для указания пунктов маршрута "из" и "в" стоят прочерки, а в строке с заголовком "над" указано: "над городом Тиф. (Тифлис)". На обратной стороне авиабилетов ещё не приводилась выдержка из правил перевозок:

Билет Закавии 1923 г.

Чистый бланк билета АО "Укрвоздухпуть" - судя по схожести с предыдущим билетом Закавии, он, скорее всего, также относится к 1-ой половине 1920-х гг. В отличие от предыдущего билета, на бланках Укрвоздухпути отсутствовало поле "Над" для оформления катания над городом. Часть билета, которую отрывали при контроле во время посадки в самолёт (справа), изначально называлась "контрольной квитанцией" - в дальнейшем она стала обозначаться как  "контрольный талон":

Бланк билета Укрвоздухпути (предположительно, 1-я половина 1920-х гг.)

В 1925 году Укрвоздухпуть поглотил Закавию и распространил свою деятельность на территорию закавказских республик.  Во 2-й половине 1920-х гг. билеты этого авиапредприятия обрели вид книжки  - такие же использовали многие зарубежные авиакомпании - члены  "International Air Traffic Association" (предшественник нынешнего IATA - "International Air Transport Association"). Помимо полётного купона, который отрывался при посадке в самолёт, в книжке билета также были страницы с картой маршрутов, таблицей тарифов, расписанием движения и выдержкой из правил перевозок. Бланки билетов-книжек были рассчитаны на 1 год применения, после чего выпускались новые с обновлёнными маршрутными картами, таблицами расписаний и тарифов:

Билет Укрвоздухпути в виде книжки образца 1927 г. (тираж - 5000 экз.)

Слева - корешок полётного купона, отрывавшегося при посадке в самолёт

У АО "Добролёт" было несколько территориальных отделений - в каждом из них применялись свои бланки билетов. Ниже представлен билет на бланке Управления Средне-Азиатских воздушных линий, использованный в том же 1927 г., что и предыдущий билет-книжка Укрвоздухпути. Интересная особенность бланков Добролёта заключалась в том, что на них указывались адреса и телефоны контор авиаперевозчика - за всю последующую историю советских бланковых билетов такого не наблюдалось. Ко 2-й половине 1920-х гг. "Билет на полёт" стал именоваться "Пассажирским билетом", а "Контрольная квитанция" - "Контрольным купоном" (но всё ещё не "Контрольным талоном"). На момент использования этого билета в русском языке ещё даже не  существорвало слова "аэропорт" - вместо него до начала 1930-х гг. применялся термин "аэростанция" (по аналогии с ж/д станциями), поэтому на бланке присутствуют заголовки "от ст." и "до ст.":

Билет Средне-Азиатских воздушных линий Добролёта 1927 г.

Далее - билет на бланке Управления Сибирских воздушных линий, образованного в Иркутске 17 мая 1928 г. Хотя бланк этого билета и был выпущен позже предыдущего, внешне он имеет больше сходств с более ранними билетами 1-ой половины 1920-х гг. Взять хотя бы разницу в заголовках "Билет на полёт" и "Пассажирский билет": 1-ый вариант названия применялся только в 1920-е гг., а 2-й присутствовал на бланковых авиабилетах вплоть до середины 1940-х гг. Интересно также то, что данный бланк был использован в 1934 г., когда Добролёт уже почти 4 года как был упразднён. Контрольных купонов у билетов стало уже два: 1-ый отрывался на аэростанции отправления, а 2-й - на аэростанции назначения. На обратной стороне билетов стала приводиться выдержка из правил перевозок, хотя, скорее всего, правила были добавлены на бланки ещё в 1-й половине 1920-х гг.:
Билет Сибирских воздушных линий Добролёта

К концу 1920-х гг. во всех отделениях Добролёта началось применение билетов единого вида. Бланк на фото снизу был выпущен в 1928 или 1929 г.: указанное в шапке билета Управление Сибирских воздушных линий было образовано 17 мая 1928 г., а год спустя, в мае 1929 г., его разделили на Сибирское управление воздушных линий с центром в Новосибирске и Восточно-Сибирское управление воздушных линий с центром в Иркутске. Как и в случае с билетом Средне-Азиатских линий 1927 г., этот бланк также имеет форму горизонтального прямоугольника и на нём присутствует наименование "Пассажирский билет", а не "Билет на полёт". Но, в отличие от бланка Средне-Азиатских линий 1927 г., контрольные купоны этого билета находятся не снизу, а справа:
Билет 1930 г. на позднем бланке для всех отделений Добролёта

10 декабря 1929 года Совнарком СССР издал постановление №38/325, в котором, в частности, говорилось: "Ввиду нецелесообразности параллельного существования двух обществ гражданской авиации – Акционерные О-ва "Добролет" и "Укрвоздухпуть"… слить в "Единое Всесоюзное Общество Гражданского Воздушного Флота "Добролёт"" с подчинением Главной инспекции ГВФ при Наркомате по военным и морским делам. В целях дальнейшей централизации деятельности гражданской авиации СССР, 29 октября 1930 г. было образовано "Всесоюзное объединение ГВФ" при Совете Труда и Обороны СССР (ВОГВФ), а "Добролёт СССР" и Главная инспекция ГВФ были упразднены. 25 февраля 1932 г. ВОГВФ было преобразовано в "Главное управление Гражданского воздушного флота" при Совнаркоме СССР (ГУГВФ) и  учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны - "Аэрофлот".

 

 

Билеты 1930-х - середины 1940-х гг.

Наиболее ранний из известных бланков Аэрофлота для оформления авиабилетов датируется 1934 г.  Указанное в шапке бланка объединение "Трансавиация" осуществляло управление воздушными линиями по всей стране - помимо него в систему ГУ ГВФ входили и другие тресты и объединиения, каждое из которых выполняло определённый вид деятельности (первое время организация ГУ ГВФ и его органов на местах строилась по функциональной системе). Заголовок строки "УВЛ" расшифровывается как "Управление воздушных линий": в это поле вписывалось название местного отделения "Трансавиации", на территории которого был оформлен билет. В верхней части бланка появилась денежная сетка, которая обрезалась в соответствиии с уплаченной за билет суммой (у экземпляра снизу она почему-то целая). Контрольные купоны билетов стали называться "контрольными талонами" - к середине 1930-х гг. их переместили из правой части бланка в нижнюю. На фоновом изображении билета - "АНТ-9", один из первых советских многоместных пассажирских самолётов, эксплуатация которого началась в 1931 г.:

Билет на бланке 1934 г. (обратная сторона)
 

19 мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, предусматривавшее ликвидацию функциональной системы управления подчиненными органами ГВФ (были ликвидированы тресты и объединения, в том числе "Трансавиация") - руководство всеми аспектами деятельности гражданской авиации на закреплённых территориях было возложено на 12 управлений ГВФ. Поэтому в 1935 г. из шапки билетов исчезла "Трансавиация" , а заголовок "Управление воздушных линий" был заменён на "Управление ГВФ". Выпуск бланков этого вида продолжался на протяжении всей 2-й половины 1930-х гг.: в 1935 г. их печатала типография  "Гознака", в 1937 году - 2-я типография Трансжелдориздата НКПС, известны также бланки без указания типографии и года выпуска.  На фото  снизу представлен образец билета 2-й половины 1930-х гг.: над денежной  сеткой - корешок билета, отрывавшийся в авиакассах для учёта оформленных билетов, внизу - 2 контрольных талона, отрывавшихся в аэропортах для учёта отправленных и прибывших пассажиров:

Образец билета 1935-1939 гг.

Уже в 1930-е гг. сложилась практика, что контрольные талоны для аэропортов назначения зачастую не отрывались:

Билет на бланке 2-й половины 1930-х гг.. (обратная сторона)

Воздушным кодексом СССР 1935 г. устанавливалось, что "регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями (воздушными линиями) Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ), а в районе деятельности Главного Управления Северного Морского Пути (ГУСМП) - и воздушными линиями названного управления". Первое время бланки авиабилетов ГУСМП внешне были идентичны тем, что использовал ГУГВФ (см. ниже) - в дальнейшем они стали различаться стилями оформления, хотя по форме продолжали быть практически одинаковыми. В феврале 1960 г. Полярная авиация ГУСМП была передана в ведение ГУГВФ.
Авиабилет ГУСМП 1938 г.
 
В 1940 г. на авиабилетах было размещено изображение нового по тем временам пассажирского самолёта "ПС-84". Все известные экземпляры билетов этого вида были выпущены на типографии Гознака. Перед номерами билетов появилась буква указания серии выпуска бланков - правда, у всех известных экземпляров стоит только "А", т.е. указан 1-ый выпуск:
Билет на бланке 1940 г. (обратная сторона)
 
В годы Великой Отечественной войны бланки авиабилетов выпускала уже типография Аэрофлота, производившая бланки для различных документов ГВФ, отраслевую литературу и авиарекламу. По-видимому, перенос производства на типографию Аэрофлота был обусловлен высокой загруженностью типографии Гознака в годы войны. В отличие от предшествующих бланков, у билетов военных лет отсутствовали поля для указания территориальных управлений ГВФ, рейсов и аэропортов пересадки. Номера билетов перестали наноситься на бланки типографским способом - их стали проставлять с помощью ручных нумераторов:
Билет на бланке 1943 г. (обратная сторона) 
 
Вариант бланка с изображением самолёта ПС-84, получившего в годы войны обозначение "Ли-2": 
Билет на бланке военных лет без указания года выпуска (обратная сторона)
 
Как упоминается в книге  "Организация перевозок на воздушных линиях" 1949 г., у бланков билетов военных и первых послевоенных лет отсутстовали контрольные талоны, однако причина этому в указанном источнике умалчивается. До начала войны контрольные талоны авиабилетов предназначались для учёта отправленных и прибывших пассажиров, для чего эти талоны прилагались к сопроводительным ведомостям аэропортов отправления и назначения. Предположу, что временное исчезновение контрольных талонов у бланковых билетов было связано с началом использования в 1940-е гг. на воздушном транспорте картонных билетов, у которых контрольных талонов по определению не было.

 

 

Картонные билеты 1940-х - 1950-х гг.


В 1940-е гг. наряду с бланковыми билетами ГВФ начал использовать картонные билеты, которые до этого применялись на железнодорожном и речном транспорте. Особенность таких билетов - типографское заполнение пунктов маршрута и стоимости билетов, а также наличие всего 3-х полей для заполнения. Как было упомянуто в книге "Организация перевозок на воздушных линиях" 1949 г., картонные билеты использовались на авиалиниях, имевших значительный и устойчивый пассажиропоток - при оформлении таких билетов у кассиров отпадала необходимость каждый раз заполнять множество полей бланка и уточнять тариф на перевозку по определённому маршруту. Это не только облегчало работу кассирам, но и ускоряло обслуживание пассажиров, желавших приобрести билеты на "горячие" направления. 

На данный момент известно 3 разновидности картонных билетов Аэрофлота: 
- Разновидность 1940-х гг. - с защитной сеткой на лицевой стороне, со строчными буквами в уведомлении "без печати на обороте недействителен" и с выдержкой из правил на обратной стороне:

 
- Разновидность 1-й половины 1950-х гг. - без защитной сетки на лицевой стороне, с заглавными буквами в уведомлении "без печати на обороте недействителен" и чистой обратной стороной:

 
- Разновидность 2-й половины 1950-х гг. - с защитной сеткой на лицевой стороне, без типографского указания пунктов маршрута, с номером, напечатанным в верхней и в нижней части билета, с выдержкой из правил пеервозок на обратной стороне. Сумма страхового сбора вместо проставления штампа стала указываться типографским способом. На обратной стороне билетов появилось поле для указания веса "багажа на руках" - это говорит о том, что такие билеты применялись только на рейсах поршневых самолётов Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14 и вертолётов Ми-4 (на рейсах новых газотурбинных самолётов Ту-104, Ил-18 и Ан-10 "багаж на руках" не перевозился).

 
Наиболее поздний случай использования картонного билета Аэрофлота из известных относится к 1959 г.: в доплатной квитанции того года указан 4-значный номер билета - такие были как раз у картонных билетов, тогда как номера бланковых билетов были 6-значными (см. фото квитанции).
 
 
 
 

Билеты 1945 - 1958 гг.

 

К весне 1945 г. появился новый тип бланков, предопределивший внешний вид авиабилетов вплоть до 1958 г. включительно: основная часть билета по форме вместо горизонтального праямоугольника стала квадратной, на бланковых билетах, наконец, появилась эмблема Аэрофлота, название перевозочного билета сменилось с "Пассажирский билет" на просто "Билет", денежная сетка была перенесена с верхней части бланка в левую часть. Слева от денежной сетки находился корешок билета, остававшийся по месту оформления билета для учёта (в горагентстве, либо в кассе аэропорта). Справа от денежной сетки впервые появилось поле, заполнявшееся в случае, если билет был оформлен на основании требования или наряда на перевозку. С бланков исчезло поле "ФИО пассажира" - а у картонных билетов его никогда и не было: по-видимому, так был сделан очередной шаг к унификации форм билетов этих 2-х типов.
Образец  бланкового билета 1945 г., приведённый в Правилах воздушной перевозки 1947 г.
 

Ввиду предполагаемого удешевления производства бланков, их качество к концу войны снизилось до самого низкого уровня: исчезли все декоративные элементы оформления, включая изображение самолёта, а обратная сторона бланков стала чистой. Исчезло и буквенное указание серии выпуска перед номером. Следующие 2 билета - с зарубежных рейсов: вплоть до 1955 г. на внутренних и международных авиалиниях Аэрофлота применялись одинаковые бланки билетов:
Билет 1945 г.

Через некоторое время на бланки билетов вернули фоновое изображение самолёта - правда, оно было относительно низкого качества (использовалась растровая печать как при изготовлении газет). Изображённый самолёт - нечто среднее между Ли-2 и Ил-12:
Билет 1948 г. (обратная сторона)
 
В конце 1947 г. начался выпуск бланков следующего вида - их производством вновь стала заниматься типография Гознака, вследствие чего качество печати билетов сразу вернулось к уровню 1940 г. (в дальнейшем бланки выпускал только Гознак). На билетах появилось изображение Ил-12, эксплуатация которого началась 1 июня 1947 г. Рядом с номерами вновь появилось буквенное указание серий выпусков.  В форму билета было добавлено поле для указания веса ручной клади - по Правилам перевозки 1947 г. её вес мог достигать 15 кг., а вещи сверх этой нормы сдавались в багаж:
Образец бланкового билета 1947 г.

К концу 1940 гг. на внутренних авиалиниях было введено деление тарифов на "мягкие" и "жёсткие": в первом случае первозка производилась на пассажирских самолётах с рядами мягких кресел, а во втором - на грузо-пассажирских самолётах с жёсткими откидными скамейками вдоль борта. Исходя из уровня комфорта, мягкий тариф был выше, чем жёсткий. В соответствии с этим нововведением при оформлении билетов на внутренние рейсы на бланки стали ставить штампы "Мягкий" или "Жёсткий":
Билет на бланке 1947 г. (обратная сторона)
 
В 1949 г. эмблему и надпись "Аэрофлот" выровняли по центру билета. На бланки всё-таки вернули поле для указания фамилии пассажира и контрольные талоны (у картонных билетов, предположительно, тоже появились контрольные талоны - их могли начать выписывать на отдельных от билетов бланках). Схема деления бланкового билета стала следующей: 1) по месту оформления билета оставался корешок, находившийся левее денежной сетки (для учёта проданных билетов); 2)  в аэропорту отправления - верхний контрольный талон (для учёта отправленных пассажиров); 3) в аэропорту пересадки - средний контрольный талон; 4) в аэропорту прибытия - нижний контрольный талон; 5)  у пассажира оставался собственно билет (в удостоверение совершённой перевозки). На деле талон для аэропорта отправления отрывался практически всегда при использовании билета, талон для аэропорта прибытия, наоборот, как правило, не отрывался, а средний талон обычно сохранялся, если в ходе перевозки не было пересадок. Поэтому такие билеты чаще всего попадаются с 2-мя неоторванными талонами.
Билет на бланке 1949 г. (обратная сторона)

В 1950 или 1951 г. у авиабилетов стало 4 контрольных талона: был добавлен талон для аэропорта 2-ой пересадки. В левом нижнем углу билета стало указываться место для проставления печати билетного кассира:
Билет на бланке 1950-1951 гг.

В 1952 г. было заменено фоновое изображение Ил-12. На основной части билета заголовок поля "Через аэропорт" сменился  на "Аэропорты пересадки" - ведь теперь бланк был рассчитан на 2 пересадки. Справа от денежной сетки появилось уведомление об уплате страхового сбора:
Билет на бланке 1952 г. (обратная сторона)

В 1954 г. были выпущены бланки без фонового изображения самолёта. К этому же году относятся наиболее ранние  из известных бланков с маркировкой в виде диагональных полос и надпечатками "Служебный", "Воинский" и "Детский"  (служебные и воинские билеты будут рассмотрены в отдельном обзоре).
Билет на бланке 1954 г. (обратная сторона)

В 1955 г. на международных авиалиниях Аэрофлота началось применение билетов в виде книжки, включавших в себя багажную квитанцию (им будет посвящён отдельный обзор), - с этого года бланковые билеты продолжали применяться только на внутренних рейсах. Наименование "Аэрофлот СССР" стало использоваться в международных перевозочных документах, а просто "Аэрофлот" - во внутрисоюзных:
Билет на бланке 1955 г. (обратная сторона)
  

В 1957 г. на билетах впервые появилось изображение Ту-104, первого газотурбинного самолёта Аэрофлота, эксплуатация которого началась 15 сентября 1956 г. С появлением бланков этого вида навсегда ушёл в историю контрольный талон для аэропорта прибытия, появившийся ещё в 1920-е гг. и в последние свои годы редко когда использовавшийся. Талонов у билетов снова стало три: один большой - для аэропорта отправления и два прежнего размера - для аэропортов пересадки:
Билет на бланке 1957 г. (обратная сторона

Далее - единственный известный детский билет периода до 1961 г. Согласно выдержке из правил перевозки по внутрисоюзным авиалиниям, приведённой в расписании 1956 г., дети в возрасте до 10 лет перевозились только в сопровождении взрослых. Пассажир мог перевезти одного ребёнка до 5 лет бесплатно. За перевозку 2-х детей в возрасте до 10 лет взималось 50% стоимости билета с каждого, с предоставлением обоим одного места. За провоз детей, занимавших отдельные места, независимо от их возраста взималась полная стоимость билета. Похоже, что бланки с надпечаткой "Детский" оформлялись в случае перевозки 2-их детей до 10 лет на одном месте -  если же ребёнок занимал отдельное место, ему оформлялся билет на обычном бланке:
Детский билет на бланке 1957 г. (обратная сторона)
 

 
 

 Билеты 1959-1960 гг.

 

В 1959 г. были выпущены бланки переходного периода, значительно отличавшиеся как от предшествующих бланков 1950-х г., так и от последующих бланков 1960-х гг. Главное, что произошло - в 1959 г. билет внутренних авиалиний был объединён с багажной квитанцией в единый перевозочный документ (на международных авиалиниях это произошло в 1955 г.).
Помимо багажной квитанции на бланки билетов было добавлено следующее: 
1) Вместо поля "Цена" появились поля "Тариф" и "Наличными", так как пассажир не всегда оплачивал наличными полную стоимость билета по тарифу (например, при приобретении авиабилета по воинскому требованию на ж/д перевозку, наличными оплачивалась только разница в стоимости между авиа- и ж/д- билетами). 
2) У билетов рассматриваемого периода отсутствовала денежная сетка. Скорее всего, это было связано с добавлением на бланки поля "Наличными" - ранее для указания оплаченной наличными суммы использовалась как раз денежная сетка.
3) Добавилось поле для указания суммы комиссионного сбора за оформление билета - до этого уплата комиссионного сбора удостоверялась штампом в билете. 
4) На бланке появилось поле для указания забронированных мест в самолётах, на которые пересаживался пассажир в промежуточных аэропортах. 
5) Дети до 12 лет перевозились только в сопровождении взрослых - при оформлении билета на ребёнка в поле "К билету №" вписывался номер билета следовавшего с ним взрослого пассажира. Если в ходе перевозки предстояло сделать более 2-х пересадок, оформлялся дополнительный билет, у которого в поле "К билету №" вписывался номер основного билета.
6) В случаях, когда вес багажа превышал бесплатную норму провоза и/или пассажир оплачивал объявленную ценность багажа, в дополнение к багажной квитанции оформлялся отдельный документ, номер которого стал указываться в поле "Квитанция платного багажа №" (до 1959 г., когда багажная квитанция была на отдельном от билета бланке, оплата багажа фиксировалась прямо в ней). 
7) На бланки было добавлено поле для указания типа самолёта: к концу 1950-х гг. вместо системы тарифов "жёсткий"/"мягкий" была введена новая система с привязкой тарифов к типам самолётов. Согласно новой системе, стоимость перевозки ранжировалась как внутри группы грузопассажирских самолётов (от Ли-2Т до Ил-14Т), так и внутри группы пассажирских самолётов (от Ли-2П до Ту-104). Указание типа самолёта в билете могло пригодиться пассажиру ещё следующим образом: как упоминалось в правилах на обратной стороне билетов, время начала и завершения посадки зависело от того, поршневой это самолёт или газотурбинный.
Билет на бланке 1959 г. (обратная сторона)
 
Бланки билетов 1959 г. были выпущены типографией Гознака по 2-м заказам: №13312 и №13708 - билеты этих выпусков различались только таблицами багажной квитанции: у более поздней разновидности отсутствовал столбец для указания количества мест ручной клади:

На многих внутрисоюзных билетах 1959-1980-х гг. багажные квитанции не заполнены - дело в том, что помимо обычной процедуры оформления багажа на внутренних авиалиниях существовала ещё и упрощённая (цитата из РОП-80): "багаж каждого пассажира не взвешивается ... весь принятый от пассажиров багаж взвешивается одной партией на специальных большегрузных весах ... багажная квитанция в билете не заполняется, на каждое место багажа пассажиру выдается отрывной талон багажной бирки, который удостоверяет оформление и приём багажа для перевозки под ответственность Аэрофлота".


 

 

Билеты 1961-1979 гг.

 

Согласно Правилам перевозок в редакциях 1932 и 1947 гг. авиабилет обозначался как "форма № 1", а багажная квитанция - как "форма № 2". В 1959 г. билет был объединён с багажной квитанцией в единый перевозочный документ. В 1961 г. произошло ещё одно знаковое событие в истории бланковых билетов Аэрофлота: вместо использования во всех случаях единого бланка началось применение бланков  различных форм (информация из книги Букин Г.А., Волков М.М. Коммерческая эксплуатация воздушного транспорта: Учебное пособие. Л., ВАУ ГВФ, 1964. - 174 с.): 
- форма "K-19" - взрослый для прямых рейсов
- форма "К-21" - взрослый для перевозок с пересадками и/или промежуточными остановками
- форма "К-20" - детский для прямых рейсов
- форма "К-22" -  детский для перевозок с пересадками и/или промежуточными остановками
- форма "К-23" - взрослый для местных авиалиний
- форма "К-24" - детский для местных авиалиний
 
В 1964 г. в вышеупомянутую линейку бланков были внесены первые изменения, при этом изменилась и нумерация их форм: в частности, билеты для местных авиалиний "К-23" и "К-24" с указанного года стали обозначаться как "К-60" и "К-61" - это стало известным благодаря наличию неиспользованных бланков этих двух видов, на служебных корешках которых указаны новые номера форм. В том же 1964 г. были введены в действие билеты формы "К-54", у которых типографским способом были заполнены поля для указания пунктов маршрута и суммы тарифа. 
В 1965 г. появились бланки для оформления льготных билетов, а разовые служебные билеты получили такое же внешнее оформоление, что и обычные "гражданские". 
В 1972 г. появились бланки билетов для заполнения на печатающем устройстве системы "Сирена".
В 1974 г. появились бланки "К-58" для оформления бесплатных билетов депутатов Верховных советов СССР и союзных республик.

Билеты для прямых рейсов (c 1961 г. - форма "К-19", с 1964 г. - ?).  Билеты форм K-19, К-20, K-21 и К-22 применялись на внутрисоюзных авиалиниях, превышавших расстояние в 525 км. Вместо построчного заполнения  бланков, как это было ранее, с 1961 г. все данные билетов были сгруппированы в таблицы, при этом ячейки главной таблицы были обведены жирной линией. Среди обведённых ячеек первое время была и ячейка "Тариф" - с  начала 1960-х гг. тарифы зависели уже не от типов самолётов, а только от расстояния перевозки. На бланки почти всех форм, за исключением местных авиалиний, вернули денежную сетку - как и прежде, она отрезалась в соответствии с оплаченной наличными суммой. На билетах форм "К-19", "К-20", К-23" и "К-24" отсутствовало поле для указания фамилии пассажира - скорее всего оно имелось на контрольном талоне, который у бланков данных форм был всего один. Как было упомянуто ранее, изначально контрольные талоны для аэропорта отправления отрывались при посадке в самолёт - в начале 1960-х гг. на внутрисоюзных авиалиниях появился альтернативный вариант, при котором контрольные талоны билетов отрывались при регистрации на рейс в аэровокзале, а пассажирам выдавались многоразовые посадочные талоны, которые затем изымались у трапа самолёта. Так как в этом случае на момент посадки у билетов "К-19" уже отсутствовали контрольные талоны, фамилии пассажиров вписывали в любое свободное место билетов:  
Билет формы "К-19" на бланке 1961 г. (обратная сторона)

В 1964 г. появились бланки билетов на прямые рейсы, у которых по указанной выше причине поле "Фамилия" имелось как на контрольном талоне, так и на самом билете. Из-за того, что контрольные талоны стали отрываться при регистрации на рейс и на момент контроля билетов при посадке в самолёт они могли уже отсутствовать, с бланков было убрано уведомление, что без контрольного талона билет  недействителен (с 1949 по 1960 гг. это уведомление находилось на обратной стороне билетов, а с 1961 г. по 1964 г. - в нижней части лицевой стороны). 
В 1964 г. изменился цвет бланков, впервые после 1940 г. в шапке билетов вновь стали указываться территориальные управления (тем не менее, в 1960-1970-е гг. часть бланков выпускалась в нейтральном варианте - без указания управлений).  С 1964 г. с помощью денежной сетки стала указываться не сумма оплаты наличными, а общая цена билета в соотвествии с тарифом на авиаперевозку. Поля "Тариф" и "Комиссионный сбор" были приобщены к таблице "Оплачено". В форму багажной квитанции было добавлено место для проставления штампа кладовщика, принимавшего багаж к перевозке:
Билет на бланке для прямых рейсов 1964 г. (обратная сторона)

С 1974 г. данные пассажира стали указываться на контрольных талонах в более развёрнутом виде, для чего поле "Фамилия" было перенесено с лицевой стороны талона на обратную, туда же были добавлены поля "Имя", "Отчество" и "Паспорт (удостоверение)". В соответствии с этим нововведением внизу лицевой стороны билетов появилось указание для пассажиров "... заполните обратную сторону контрольного талона":
Билет на бланке для прямых рейсов 1978 г. (обратная сторона)

Детские билеты для прямых рейсов (с 1961 г. - форма "К-20", с 1964 г. - ?). Детские билеты с предоставлением скидки в 50% оформлялись только на детей в возрасте до 12 лет - на более возрастную категорию детей эта скидка не распространялась, поэтому для них оформлялись обычные билеты. Если при пассажире следовали дети до 5 лет, то одного из них он мог перевозить бесплатно, но без предоставления  отдельного места (в этом случае заполнялся "Талон на бесплатную перевозку ребёнка до 5 лет"), а  на остальных детей до 5 лет оформлялись детские билеты с предоставлением отдельных мест. Согласно правилам перевозок дети до 12 лет перевозились только в сопровождении взрослых, поэтому вместе с детским билетом "К-20" всегда оформлялся взрослый билет "К-19", а с детским формы "К-22" - взрослый "К-21". Главное различие в формах детских и взрослых билетов заключалось в том, что детские не содержали багажную квитанцию - вес детских вещей учитывался при заполнении багажной квитанции в билете взрослого пассажира:
Детский билет формы "К-20" на бланке 1961 г. (обратная сторона)

В 1964 г. детские билеты "К-20" претерпели те же изменения, что и взрослые "К-19": добавилось указание территориальных управлений ГА, на билет было добавлено поле "Фамилия", поля "50% тарифа" и "Комиссионный сбор" были пренесены в таблицу "Оплачено":
Детский билет на бланке для прямых рейсов 1964 г. (обратная сторона)

Билеты для перевозок с пересадками и/или остановками в промежуточных аэропортах  (c 1961 г. - "форма К-21", с 1964 г.- ?). Среди форм бланков, появившихся в 1961 г., именно билеты "К-21" наиболее близки к билетам на универсальном бланке 1959 г., также рассчитанном на перевозки, включавшие до 2-х пересадок. В 1959 г. в билетах появилось поле для указания забронированных мест в самолётах, на которые пересаживался пассажир - начиная с 1961 г. бронирование мест подтверждалось уже не билетом, а доплатными талонами, оформлявшимися по одному на каждую пересадку (фото). У бланков "К-21" в блоке обведённых ячеек три столбца справа относились к багажной квитанции: перед каждым из промежуточных рейсов количество мест и вес багажа пассажира могли меняться, могла появляться/исчезать ручная кладь - всё это нужно было документировать в багажной квитанции. Помимо ячеек основной таблицы, к багажной квитанции также относилась отдельная ячейка для указания номера квитанции платного багажа и суммы оплаты объявленной ценности багажа:
Билет формы "К-21" 1961 г.
Билет формы "К-21" на бланке 1961 г. (обратная сторона)
 
До 1961 г. было нормой, что если рейсов в перевозке было меньше, чем контрольных талонов у бланка,  у билета сохранялись неиспользовавшиеся талоны - с указанного года неиспользовавшиеся талоны стали изымать в авиакассах и прилагать к копиям билетов для учёта, а заполненные талоны отрывались перед вылетом. Поэтому начиная с 1961 г. у обычных (неслужебных) авиабилетов после завершения перевозки, как правило, не оставалось ни одного контрольного талона. Тем не менее, в редких случаях талоны у билетов 1960-1970-х гг. всё-таки сохранялись - чаще всего это происходило, если билет не был использован или был использован неполностью:
Впервые после 1940 г. контрольные талоны билетов вновь стали обозначаться порядковыми номерами
 
Как и в случае с билетами для прямых рейсов, в 1964 г. у бланков для перевозок с пересадками изменился цвет, под логотипом Аэрофлота стали указываться территориальные управления ГА, исчезло уведомление, что без контрольного талона билет недействителен. На обратную сторону билетов были добавлены 3 места для проставления штампов багажных кладовщиков, принимавших багаж в аэропортах отправления и пересадок. На контрольных талонах появилось поле "Отметка о регистрации":
Билет на бланке для перевозок с пересадками 1964 г. (обратная сторона)

С 1974 г. данные пассажира стали указываться на контрольных талонах в более развёрнутом виде, для чего поле "Фамилия" было перенесено с лицевой стороны талона на обратную, туда же были добавлены строки "Имя", "Отчество" и "Паспорт (удостоверение)". В соответствии с этим нововведением внизу лицевой стороны билетов появилось указание для пассажиров "... заполните обратную сторону контрольного талона":
Билет на бланке для перевозок с пересадками 1974 г. (обратная сторона)


Детские билеты для перевозок с пересадками и/или остановками в промежуточных аэропортах (с 1961 г. - форма "К-22", с 1964 г. - "К-53"). Согласно правилам перевозок дети до 12 лет перевозились только в сопровождении взрослых, поэтому вместе с детским билетом "К-22"/"К-53" обязательно оформлялся взрослый "К-21"/"К-52". Главное различие в формах детских и взрослых билетов заключалось в том, что детские не содержали багажную квитанцию - вес детских вещей учитывался при заполнении багажной квитанции в билете взрослого пассажира:
Книжка с чистыми бланками формы К-53

Детские билеты с предоставлением скидки в 50% оформлялись только на детей в возрасте до 12 лет - на более возрастную категорию детей эта скидка не распространялась, поэтому для них оформлялись обычные билеты:
Билет формы К-53 на бланке 1973 г. (обратная сторона)

 

Билеты местных воздушных линий (c 1961 г. - форма "К-23", с 1964 г. - форма "К-60"). Такие билеты применялись на рейсах небольших самолётов и вертолётов по авиалиниям протяжённостью до 525 км. - обычно такие перевозки выполнялись в пределах одной области/края. Бланки билетов местных авиалиний выпускались с указанием всех возможных комбинаций тарифных групп и тарифных поясов, действовавших на местных воздушных линиях. Номер тарифной группы указывался  в верхней ячейке 1-го столбца таблицы. Всего было установлено 2 тарифных группы, исходя из условий обеспеченности территории наземными видами транспорта и общих эксплуатационных расходов: к 1-ой группе относилось подавляющее большинство авиалиний СССР, а ко 2-ой - только воздушные линии между пунктами, не связанными железными дорогами на определённых территориях Севера и Дальнего Востока СССР. Под указанием тарифной группы находилась ячейка с указанием номера тарифного пояса. Тарифный пояс - интервал дальности перевозок, внутри которого действует определённая тарифная ставка. На местных авиалиниях cуществовала следующая градация тарифных поясов: до 200 км., от 200 км., от 300 км., от 400 км. и от 500 км. Например, билет на фото снизу был оформлен на рейс Ейск-Жданов(Мариуполь): тарифное расстояние между городами - 350 км., что попадает в 3-ий тарифный пояс. В отличие от линий дальнего следования, на местных авиалиниях сдаваемый багаж не оформлялся - все вещи пассажиров принимались к перевозке как ручная кладь, за сохранность которой перевозчик не нёс никакой ответственности, поэтому в билетах местных авиалиний вместо багажной квитанции имелась лишь ячейка для указания веса ручной клади (заполнялась, по видимому, только при превышении нормы бесплатного провоза):

Билет местных авиалиний формы "К-23" на бланке 1961 г. (обратная сторона)
 
В 1964 г. номер формы билета  сменился с "К-23" на "К-60", в билете стало указываться территориальное управление ГА, были добавлены поля "Фамилия" и "Тип самолёта" (в многомотроных самолётах допускалось перевозить до 20 кг. ручной клади, а в одномоторных - до 10 кг.). В таблицу ручной клади была добавлена ячейка для указания количества багажных мест. Вместо тарифных групп и поясов на бланках стали указываться типографским способом суммы тарифов за перевозку:
Билет местных авиалиний формы "К-60" на бланке 1964 г. (обратная сторона)

Бланк билета местных авиалиний состоял из: 1) корешка (слева), который оставался в авиакассе для учёта оформленных билетов, 2) билета, который после перевозки оставался у пассажира в удостоверение совершённой перевозки и 3) контрольного талона, который отрывался в аэропорту отправления и прилагался к ведомости регистрации с целью учёта отправленных пассажиров. В отличие от билетов для рейсов дальнего следования, на бланках местных авиалиний так и не появилось поле для записи номера паспорта пассажира:

Бланк билета местных авиалиний формы "К-60" 1978 г. (обратная сторона)

 Детские билеты местных воздушных линий (c 1961 г. - форма "К-24", с 1964 г. - форма "К-61"). При оформлении детских билетов на местных авиалиниях действовали те же правила, что и на линиях дальнего следования. Детские билеты оформлялись только вместе с билетами на взрослых пассажиров.  Детские билеты с предоставлением скидки в 50% оформлялись на детей до 12 лет - на детей постарше эта скидка не распространялась, поэтому на них оформлялись обычные билеты. Если при пассажире следовали дети до 5 лет, то одного из них он мог перевезти бесплатно без предоставления  отдельного места, а на остальных детей до 5 лет оформлялись детские билеты с предоставлением отдельных мест. В детских билетах отсутсвовала ячейка для записи веса ручной клади - вес вещей ребёнка учитывался при заполнении этой ячейки в билете следовавшего с ним взрослого пассажира.
Детский билет местных авиалиний формы "К-24" на бланке 1961 г. (обратная сторона)

В 1964 г. номер формы детского билета  сменился с "К-24" на "К-61", в билетах стали указываться территориальные управления ГА, на основную часть билета было добавлено поле "Фамилия", вместо тарифных групп и поясов на бланках стали указываться типографским способом суммы тарифов за перевозку:
Бланк детского билета местных авиалиний формы "К-61" 1964 г. (обратная сторона)
 
В книжках с бланками билетов для рейсов дальнего следования бланки чередовались с заполнявшимися с них под копирку копиями билетов для учёта оформленных авиаперевозок. А на местных авиалиниях для учёта вместо копий билетов использовались служебные корешки (на предыдущем фото слева), поэтому  в книжках находились только бланки билетов:

 Книжки с бланками скреплялись с помощью скрепки:
 
 

Билеты формы К-54 Ранее в обзоре были рассмотрены картонные билеты 1940-1950-х гг., в которых типографским способом указывались пункты маршрута и стоимость билета (фото). Как было упомянуто в книге "Организация перевозок на воздушных линиях" 1949 г., такие билеты использовались на авиалиниях, имевших значительный и устойчивый пассажиропоток - при оформлении картонного билета отпадала необходимость в заполнении множества полей бланка и в уточнении тарифа на перевозку по определённому маршруту, что облегчало работу билетным кассирам и ускоряло процедуру выдачи билетов пассажирам.  
В 1964 г. подобная практика была возобновлена с началом применения билетов "К-54". По форме они были почти идентичны обычным билетам на прямые рейсы дальнего следования, только у них типографским способом были заполнены ячейки пунктов маршрута и тарифа за перевозку. Помимо этого, в отличие от обычных билетов на прямые рейсы, билеты "К-54" не оформлялись на основании каких-либо документов на перевозку, а вся их стоимость оплачивалась только наличными. Бланки формы "К-54" выпускались в том числе и для случаев, когда перевозка осуществлялась за пределами территориального управления, оформившего такой билет. Например, бланк на фото снизу был выпущен для Грузинского управления ГА, но был предназначен для рейса Москва-Симферополь. Учитывая это, можно только догадываться, в каком огромном количестве вариантов такие бланки выпускались для каждого территориального управления ГА:
Билет формы "К-54" на бланке 1964 г. (обратная сторона)

Так как стоимость билетов "К-54" указывалась в них типографским способом, у бланков этого вида отсутствовала денежная сетка. Как и в случае с билетами других форм для рейсов дального следования, в 1974 г. внизу лицевой стороны бланков "К-54" тоже появилось указание для пассажиров "...заполните обратную сторону контрольного талона" - туда надо было вписать ФИО и № паспорта:
Билет формы "К-54" на бланке 1978 г. (обратная сторона)

1 апреля 1977 г. в СССР повысились тарифы на авиаперевозки (подробнее). До выпуска в 1978 г. бланков "К-54" с обновлёнными тарифами продолжали применяться бланки предыдущих выпусков - в них старый тариф затушёвывался и штампом проставлялся новый:
Билеты с исправленными тарифами, оформленные в 1977 и 1979 гг. на бланках образца 1971 г.

Помимо рассмотренных выше билетов основных форм, в 1960-1970-е гг. существовали специализированные формы для оформления служебных, льготных и депутатских билетов - им будет посвящён отдельный обзор.




Билеты форм К-1 и К-2 1980-1996 гг.

 

В 1980 г. на замену многочисленным формам билетов 1960-1970-х гг. были введены в действие 2 универсальные формы: "К-1" - билеты для прямых рейсов и "К-2" - билеты для перевозок с пересадками. По состоянию на 2-ю половину 1980-х из старых форм билетов официально продолжали применяться только бланки для местных авиалиний "К-60" и "К-61" - они были упомянуты в "Табеле форм первичной учётной документации ГА СССР" 1988 г. 
Вместо нагромождения  таблиц на лицевой стороне билетов, как это было в 1960-1970-е гг.,  у бланков 1980-х гг. все данные билетов вписывались в единую таблицу. Багажная квитанция тоже обрела вид единой таблицы, которую разместили на обратной стороне билетов. По форме бланки "К-1" и "К-2" 1980 г. были унифицированы с бланками машинописного заполнения системы "Сирена-2", применение которых началось к началу 1984 г. (подробнее о них - в следующей части обзора). Для указания вида билета "К-1"/"К-2" использовались ячейки таблицы "Вид билета", "Код" и "% льгот". Варианты заполнения этих ячеек были следующими: для поля "Вид билета" - "бесплатный", "льготный", "полный"; для поля "Код" - "рб" - ребёнок, "уч" - ученический, "сл" - служебный, "вс" - воинский, "дп" - депутатский, "гр" - групповой. Например, для оформления обычного взрослого билета в поле "Вид билета" вписывалось "полный", а детский билет обозначался следующим образом: вид билета - "льготный", код - "рб", % льгот - "50".  Рядом с ячейкой "Рейс" у билетов "К-1" и "К-2" имелась ячейка "Кл" (класс): в преддверии "Олимпиады-80", во время которой страну должно было посетить большое количество иностранцев, возникла идея ввести на внутрисоюзных рейсах обслуживание по 1-му классу, как на международных авиалиниях. Однако в итоге широкого распространения это начинание не получило: в конце 1970-х-начале 1990-х гг. салонами 1-го класа были оборудованы некоторые самолёты, выполнявшие рейсы из Москвы в: Сочи, Минводы, Симферополь, Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Сухуми (подробнее). В верхней части билетов имелись поля для указания времени начала регистрации в аэропорту и в городском аэровокзале. К началу 1980-х гг. идея гораэровокзалов уже себя изжила в силу 1) увеличения подъездного времени из города в аэропорт и 2) открытия в аэропортах новых аэровокзалов с достаточной пропускной способностью, поэтому с 1960-х по 1980-е гг. количество городских аэровокзалов по стране снизилось, как мимнимум, с 4-х десятков до считанных единиц. Так что фактически поле "начало регистрации в городском аэровокзале" было добавлено в билеты с прицелом в основном на Москву и Алма-Ату, где работали наиболее крупные гораэровокзалы страны. 
У билетов "К-1" денежная сетка находилась сверху, а контрольный талон - снизу, а у билетов "К-2"  денежная сетка находилась слева, а 3 контрольных талона - справа:
Билет на бланке "К-1" для прямых рейсов и на бланке "К-2" для перевозок с пересадками (обратные стороны)
 

Ниже на фото - книжка с бланками  "К-1" (номер формы указан в правом верхнем углу бланка). После заполнения билет вырезался из книжки по денежной сетке в соответствии с ценой билета, если же билет был бесплатным, у него полностью отрезалась денежная сетка:
 
 
Под каждым бланком в книжке находилась копия билета с тем же номером. Копии билетов заполнялись под копирку с оригиналов и оставались в местах оформления билетов для учёта. С контрольного талона билета на копию переписывался только номер паспорта пассажира:

Книжка с бланками "К-2" (в 1960-1970-е гг. книжки с бланками билетов для рейсов дальнего следования были скомпонованы аналогичным образом):




В начале 1990-х гг. 6-значная нумерация билетов "К-1" и "К-2" была заменена на 7-значную, при этом поздние бланки "К-2" стали немного длиннее выпускавшихся в 1980-е гг.:
Книжки с бланками "К-2" начала 1990-х гг. (сверху) и 1980-х гг. (снизу)
 
Официально применение бланков билетов "К-1" и "К-2" на авиалиниях федерального значения было прекращено к 15 октября 1995 г., а на внутрирегиональных авиалиниях - к 30 июня 1996 г. (см.  Приказ от 5 октября 1995 г. N ДВ-104 "Об Утверждении и регистрации форм перевозочных документов строгой отчетности"). Тем не менее, известны случаи использования таких бланков малыми авиапредприятиями даже в 2010-е гг.: например, билет на рейс "Второго Свердловского авиапредприятия" по маршруту Сосьва-Гари-Пуксинка (расстояние - 95 км.), оформленный на 24 июля 2010 г. (дата вылета вписана в верхнюю правую часть таблицы).

 

 

Билеты систем "Сирена" и "Сирена-2" 1972-1995 гг.


До внедрения автоматизированных систем бронирования авиаперевозок. Пассажир, желавший приобрести авиабилет, сначала обращался в справочное бюро агентства воздушных сообщений. Далее он шёл в кассу и называл номер рейса, дату и количество мест. Вся информация о рейсах хранилась в бумажной форме и обрабатывалась в группе комплектования рейсов бюро бронирования. Кассир звонила диспетчеру, работавшему с комплектовочными карточками на рейсы, и получала места для продажи. На приобретение билета у пассажира иногда уходил весь день. Если маршрут был сложный, с вылетом из другого города, то места нужно было запрашивать с помощью телеграмм в бюро бронирования другого города - в таких случаях ответа часто приходилось ждать в течение 1-2-х недель. Уже тогда предпринимались попытки ускорить продажу авиаперевозок и снизить время обслуживания пассажиров - в агентствах появились пульты централизованной продажи билетов (ПЦПБ-1). Суть функционирования этой системы сводилась к возможности одновременного доступа к рабочим местам диспетчеров комплектования из нескольких авиакасс. В последующие годы пульты последовательно модернизировались и заменялись на технически более совершенные пульты «Чегет» (информация - отсюда).
Первая "Сирена". Особенно остро проблема с комплектованием рейсов встала в столице: когда кличество мест в картотеках московского ЦАВС достигло миллиона (в 1965 г. – 2,5 млн, в 1966 г. – 2,9 млн), стало ясно, что единственным выходом было поручить учет и выдачу мест на рейсы вычислительной технике, так как увеличение количества персонала агентства, центральных бюро бронирования и бюро заказов и др. институтов уже не позволяло рассчитывать на удовлетворительное качество обслуживания авиаперевозок. В середине 1960-х гг. началась разработка 1-ой автоматизированной системы бронирования "Сирена" ("СИстема РЕзервирования На Авиалиниях"), а 21 апреля 1972 г. система была введена в эксплуатацию. В базе "Сирены" содержались данные о каждом из продаваемых мест на ~500 рейсов на 30 дней вперёд, при этом система могла обрабатывать до 7 запросов в секунду. Однако у первой "Сирены" было существенное ограничение: с помощью неё можно было бронировать места только на внутрисоюзные рейсы из Москвы, а также транзитные рейсы через Москву. Для доступа к "Сирене" из авиакасс и бюро бронирования использовались пульты (терминалы), которые представляли собой начинённые электроникой столы со встроенными мониторами. Пульты билетных кассиров были оснащены печатающими устройствами, с помощью которых заполнялись билеты на специальных бланках системы "Сирена".
 
Билеты первой "Сирены". За 1972—1973 гг. с использованием "Сирены" было обслужено около 5 млн. пассажиров (подробнее). Тем не менее, распечатываемые билеты 1972-1974 гг. пока не попадались - значительная часть билетов тогда оформлялась кассирами по телефонной связи с диспетчерами бронирования, имевшими доступ к системе: хотя билеты и заполнялись с использованием данных "Сирены", но делалось это от руки с использованием обычных бланков. А процесс оформления билетов с использованием кассового пульта "Сирены" выглядел следующим образом (из журнала "Пионер" №6/1970 г.): "Подходишь к кассе, называешь город, число, рейс, которым собрался лететь. Кассир нажимает кнопку на пульте. На экране вспыхивает слово «Есть». Нажимает вторую кнопку — на экране появляются цифры: цена билета, время вылета, время полёта. Нажата третья — и автомат «выстреливает» готовый билет. Осталось вписать в него твою фамилию и попучить деньги. В конце работы световое табло показывает количество проданных билетов и выручку". Фамилии пассажиров вписывалась в распечатываемые билеты от руки, по-видимому, из-за того, что в оперативной памяти ЭВМ "М-3000" на 256 Кбайт, в которой "висела" вся база данных "Сирены", просто не оставалось места для хранения в электроном виде ещё и фамилий пассажиров (дисковая память системой тогда ещё не использовалась). Помимо бланкового номера у  распечатываемых билетов имелся ещё кассовый комер. Контрольные талоны билетов "Сирены" находились внизу бланка, а таблица багажной квитанции - на обратной стороне:
Билет "Сирены" на бланке 1970-х гг. (обратная сторона)

В 1980 г. была произведена унификация цветовой схемы распечатываемых билетов и билетов новых форм "К-1" и "К-2" для ручного заполнения:
Билет, использованный при возвращении с Олимпийских игр 1980 г.
 
Вскоре фоновая заливка ячеек для полётных данных стала более светлой - по-видимому, это было сделано для усиления контрастности напечатанных данных:
Билет "Сирены", оформленный в 1981 г. (обратная сторона)
 
"Сирена-2". В середине 1970-х гг. началась работа над усовершенствованной версией системы, получившей название "Сирена-2". Для неё была разработана новая ЭВМ "СМ–2" - производительность достигала 18 запросов в секунду при объеме бронируемых  перевозок до 20 млн. пассажиров в год. Главное отличие от предшественника заключалось в том, что "Сирена-2" позволяла бронировать места и оформлять билеты на рейсы, следовавшие из разных городов СССР, а не только из Москвы. В 1982 г. "Сирена-2" (СМ–2) была впервые введена в эксплуатацию в Москве и Риге, а к концу 1980-х гг. - ещё в 34 городах страны. После начала в 1985 г. Перестройки, снявшей определённые ограничения в поставках в СССР зарубежной вычислительной техники, в ЦНИИ АСУ созрело предложение использовать для «малых» городов с низким потоком запросов менее мощные и дорогостоящие ЭВМ, чем "СМ-2", а именно – персональные компьютеры сначала отечественного (ЕС-1840), а затем зарубежного производства (фирмы IBM, серии XT/AT), ресурсов которых вполне хватало для реализации задач бронирования авиаперевозок (подробнее). В 1987 г. такой вариант "Сирены-2" успешно внедрили в Ижевске, а в последующие несколько лет - ещё в 14 городах. По состоянию на 1991 г. "Сирена-2" действовала в 45 городах СССР и обеспечивала бронирование отправок более 100 млн. пассажиров в год, являясь по этому показателю самой крупной в мире.
 
Билеты "Сирены-2". Первые пару лет после ввода в строй "Сирены-2" бланки билетов использовались те же, что и прежде - в билетах разве что изменился оформат записи кассового номера: у первой "Сирены" он состоял из 10 цифр, а у "Сирены-2" номер начинался с 3-буквенного кода города, где был оформлен билет, а далее следовали группы цифр, разделённые пробелами:
Кассовые номера билетов "Сирены" (вверху) и "Сирены-2"(внизу)
 
К началу 1984 г. началась установка кассовых пультов "Сирены-2", в связи с чем часть распечатываемых билетов стала оформляться на бланках нового вида, которые были унифицированы по форме с бланками "К-1" и "К-2"  для ручного заполнения. Одним из новшеств "Сирены-2" являлось то, что помимо оперативной памяти системой начала использоваться гораздо более вместительная дисковая память, что, в частности, позволило заносить в электронную базу данных  ФИО пассажиров и даже номера их паспортов (в билетах указывались только ФИО - номера паспортов хранились только в электронном виде: см. 3-ий скрин здесь - по ссылке показана работа кассового пульта "Сирены-2"). В таблице билета  появились ячейки для указания его вида: в поле "Вид билета" указывались варианты: "бесплатный" или "льготный"; в поле "Код" указывалось: "рб" - ребёнок, "уч" - ученический, "сл" - служебный, "вс" - воинский, "дп" - депутатский, "гр" - групповой (например, у билета на фото снизу следующий вид: льготный, ученический, скидка - 30%). Как и у бланков первой "Сирены", у ранних бланков "Сирены-2" линии таблицы тоже были жирными:  
Билет начала 1984 г. на раннем бланке "Сирены-2" (обратная сторона)
 
К 1985 г. линии таблицы стали тонкими, тогда же заголовок "Место и время начала регистрации" был заменён на "Начало регистрации" - после этого и до конца советского периода бланки "Сирены-2" практически не менялись. На некоторых билетах, оформленных в 1986 г., серии выпусков указаны тремя буквами, причём во всех известных случаях в начале стоят буквы "AA" (см. под номером бланка) :
Билет "Сирены-2" 1986 г. (обратная сторона)

С помощью кассовых пультов "Сирены-2" стало возможным оформлять билеты с пересадками. В этом случае распечатка билета производилась на двух и более бланках, причём номера использованных бланков шли последовательно, а кассовый номер на этих бланках указывался один и тот же. Ниже на фото - пример оформления билета на перевозку с одной пересадкой. Под ячейкой с номером рейса находились 2 ячейки, в которых указывалось количество рейсов в перевозке и записывался её полный маршрут, для чего использовались 3-буквенные коды городов. Стоимость и вид билета указывались только в основном билете, без которого дополнительные билеты были недействительными - две нижние строки таблицы дополнительных билетов заполнялись звёздочками. С 1988 г. в правом верхнем углу бланков стал указываться год их выпуска  ("Сирена-2/год выпуска"): 
Основной и дополнительный билеты на перевозку Москва-Нахичевань с пересадкой в Баку

Ниже на фото - билет с сохранившимся контрольным талоном. На обратной стороне контрольных талонов находились поля для служебных отметок и штампа о прохождении досмотра:
Билет "Сирены-2" с контрольным талоном (обратная сторона)

Вслед за  СССР распался и Аэрофлот, некогда крупнейшая авиакомпания мира. После этого право называться "Аэрофлотом" сохранила  за собой лишь авиакомпания "Аэрофлот-Российские международные авиалинии" - правопреемник ПКО "Аэрофлот-советские авиалинии" со специализацией на зарубежных перевозках из "Шереметьево-2". Однако подразделение междунардных воздушных сообщений являлось лишь небольшой частью советского Аэрофлота, тогда как его основу составляли многочисленные авиаотряды и объединенные авиаотряды, авиаэскадрильи и объединённые авиаэскадрильи, авиазвенья, производственные объединения, выполнявшие перевозки внутри страны. В советский период они являлись структурными единицами территориальных управлений ГА, а после распада СССР либо были приватизированы и преобразованы в авиакомпании, либо стали государственными авиапредприятиями. Так как в 1992 г. на внутренних авиалиниях появилось множество авиаперевозчиков с различными названиями, с бланков билетов "Сирена-2" был убран логотип Аэрофлота и вместо него размещён нейтральный заголовок "Авиационный билет". Ячейка "рейс" на новых бланках была поделена на 2 части: в левой указывался 2-буквенный код перевозчика (на фото снизу - "иж", т.е. а/к "Ижавиа"), а в правой - номер рейса.  Однако  несмотря на появление российских бланков "Сирены-2", наряду с ними всё равно продолжали применяться советские бланки с логотипом "Аэрофлот":
Билет "Сирены-2", оформленный 13 апреля 1993 г.

Применение билетов на бланках "Сирены-2" было прекращено 1 ноября 1995 г. согласно Приказу от 5 октября 1995 г. N ДВ-104 "Об Утверждении и регистрации форм перевозочных документов строгой отчетности". На смену бланковым билетам тогда пришли билеты в виде книжки ручного и машинописного заполнения (фото). В свою очередь, билеты-книжки тоже уже давно ушли в историю - это произошло после завершения перехода на электронные билеты в 2008 г.

На этом обзор "Основные бланковые билеты Аэрофлота СССР" завершён, благодарю за внимание!

 
 
При создании обзора источниками фотографий и другой информации послужили: интернет-аукционы, исследование А. Орлова "История авиационного билета в России", тема "Артефакты советского Аэрофлота" на aviaforum.ru, а также другие интернет-сайты.
 
P.S. Если у Вас имеются замечания, дополнения или Вы обнаружили неточность в данном материале - сообщите об этом в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий