пятница, 5 мая 2017 г.

Багажные бирки Аэрофлота СССР


"Багажная бирка - документ, выдаваемый перевозчиком исключительно для опознавания зарегистрированного багажа" (НОМП ГА-83).   
"Багаж зарегистрированный - багаж пассажиров, принятый авиационным предприятием к перевозке под свою ответственность и на который оно выдало багажную квитанцию и багажную бирку" (РБП-85).


изображение в размере 4 600 x 1 800 пикселей


*
При создании обзора источниками фотографий и другой информации послужили интернет-аукционы, онлайн-архив академика А.П. Ершова, темы форумов "Артефакты советского Аэрофлота" на aviaforum.ru и "Бирки" на  proezdmoscow.1bbs.info, а также другие интернет-сайты.


*

Безномерные багажные бирки 19xx - 1950-х гг. 


Вплоть до 1955 г.  Аэрофлот использовал на всех рейсах только безномерные багажные бирки. Разделение бирок по назначению тогда отсутствовало: одинаковые бирки применялись при оформлении сдаваемого багажа, ручной клади, а также товаро-багажа, принимавшегося к перевозке без пассажира. При оформлении сдаваемого багажа в бирки обязательно вписывалось имя пассажира, количество мест и вес багажа, а также номер багажной квитанции, по предъявлении которой пассажир получал свои вещи обратно; при оформлении ручной клади в бирки либо вообще ничего не вписывалось, либо в них указывалась только фамилия пассажира или пункт назначения; при оформлении товаро-багажной в бирки вписывались адреса и ФИО отправителя и получателя (отсюда заголовки "адрес", "кому", "откуда"), а также номер товаро-багажной квитанции. На лицевой стороне бирки крупными буквами указывался пункт назначения. На самом раннем экземпляре безномерной бирки под пунктом назначения также указан аэропорт отправления рейса - "Московский центральный аэропорт": изначально он находился на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе, а в ноябре 1945 г. в соответствии с постановлением ГКО он был перенесён во Внуково:

Так как указание веса багажа на бирках на раннем этапе развития гражданской авиации было существенным моментом, авиационные багажные бирки тем и отличались от корабельных или железнодорожных, что на них обязательно присутствовало поле для указания веса багажа (см. фото). Поэтому и на бирках Аэрофлота, наконец, появились поля "количество мест" и "вес места". На следующих двух бирках размещена реклама облигаций государственного 3% внутреннего выигрышного займа 1947 г.:

Судя по тому, что на многих бирках не указаны ни фамилии пассажиров, ни номера багажных квитанций, по которым можно было бы определить владельца багажа, такие бирки применялись и при оформлении ручной клади, перевозимой при пассажире (кстати, на предыдущей бирке указан вес в 5 кг., что в принципе укладывалось в норму веса вещей, которые можно было взять с собой в салон).
Эта бирка была использована в 1951 г.


На протяжении   первого послевоенного десятилетия прямые рейсы в/из СССР выполнял Аэрофлот,  у а также смешанные акционерные общества "СКОГА" и "СОКАО". В этот период на внутренних и международных рейсах Аэрофлота применялись бирки единого вида. На фото снизу - бирка с рейса Москва-Бухарест (Румыния), датируемая 1948 г.:

Далее - бирка, выделяющаяся из общего ряда безномерных бирок 19xx-1950-х гг. необычным оформлением: 1) поля для заполнения находятся не на обратной, а на лицевой стороне; 2) отсутствует поле "откуда", тем не менее, в правом нижнем углу лицевой стороны бирки, похоже, указан пункт отправления/назначения - "****ск"; 3) больший размер по сравнению с другими бирками данного вида (18,5 см. против 12 см.). Необычный вид рассматриваемой бирки возможно объясняется тем, что она оформлена в стиле бирок более раннего периода 1930-1940-х гг. (к сожалению, пока неизвестно, как именно они выглядели), а возможно, что эта бирка просто нестандартная. Датировку рижской бирки можно ограничить концом 1940-х - серединой 1950-х гг.: 1) на ней изображён самолёт Ил-14, разработка которого началась в конце 1946 г., а первый полёт состоялся 1 октября 1950 г.; 2) на бирке присутствует надпись "Аэрофлот СССР", которая в середине 1950-х гг. была заменена на просто "Аэрофлот" (подробнее об этом - ниже).
 


В первой половине 1950-х гг.  с обратной стороны бирки  исчезли заголовки "адрес", "кому" и "откуда" - по-видимому, тогда перестал оформляться товаро-багаж - все несопоровождаемые отправления стали оформляться только в качестве груза, у которого была своя  маркировка. Так как багаж стал приниматься к перевозке только вместе с пассажиром, вместо неконкретизированного заголовка "кому" на бирках появился заголовок "фамилия пассажира". А заголовок "багажная квитанция", наоборот, был заменён на неконкретизированное "квитанция" - по-видимому, сюда мог вписываться как номер багажной квитанции, так и номер квитанции уплаты за ручную кладь, которая появилась к концу 1940-х гг. Также на бирках появилось поле для указания номера пассажирского билета, который обязательно должен был предъявляться вместе с багажной квитанцией при получении зарегистрированного багажа:


В 1955 г. на международных авиалиниях Аэрофлота стали использоваться перевозочные документы общемирового формата, включая номерные багажные бирки, после чего безномерные бирки продолжали использоваться уже только на внутрисоюзных авиалиниях.  С середины 1950-х гг. в шапке перевозочных документов международных авиалиний был заголовок "Аэрофлот СССР" (1, 2, 3), тогда как на документах внутренних авиалиний - просто  "Аэрофлот" (см. историю изменений бланковых билетов, которые с середины 1950-х гг. тоже стали использоваться только на ВВЛ):

Cо временем оформление бирок становилось всё незамысловатее, а размеры шрифтов в указании пунктов назначения - всё мельче:

С появлением у Аэрофлота газотурбинных самолетов Ту-104 и Ил-18 на их внутрисоюзных рейсах стала практиковаться процедура оформления и выдачи багажа аналогичная международной, с применением номерных багажных бирок (см. бирки с рейсов Ту-104, которые были в комплекте с билетами и посадочными талонами 1958 г.). Руководством по багажным перевозкам на внутренних воздушных линиях ГВФ в редакции от 12 декабря 1960 г.: "Багажом считаются личные вещи пассажира, сданные им для перевозки воздушно-транспортному предприятию под его ответственность и на которые воздушно-транспортное предприятие выдало багажную квитанцию и отрывной талон номерной багажной бирки.
С началом применения номерных бирок на внутрисоюзных рейсах газотурбинных самолетов безномерные бирки продолжали применяться  на внутренних  рейсах поршневых самолётов. Бирка на фото снизу была выпущена в 1960 г., незадолго до прекращения применения таких бирок. В отличие от рассмотренных выше экземпляров, эта была выпущена по заказу конкретного аэропорта: чтобы каждый раз не вписывать один и тот же аэропорт отправления, соответствующее поле было предзаполнено на типографии, тогда как предзаполнение аэропорта назначения на лицевой стороне бирки производилось в соответствии с общими требованиями к оформлению бирок данного типа. В конце 1950-х гг. на номерные и безномерные бирки было добавлено поле "№ рейса" (указанный 450-й рейс выполнялся на Ил-12, который следовал по маршруту Минводы-Краснодар-Адлер-Тбилиси-Ереван):

По мере того, как на линиях Аэрофлота росла доля газотурбинных самолётов, поршневые самолёты постепенно вытеснялись ими с международных, магистральных, а также линий союзного значения на местные авиалинии. В 1961 г. на местных авиалиниях началось применение особых бланков билетов, не включавших в себя багажную квитанцию, так как на поршневых самолётах сдаваемый багаж не оформлялся.  В связке с такими билетами стали использоваться бирки "Ручная кладь" (см. фото снизу), которые по сути являются дальнейшим развитием вышеупомянутых безномерных бирок, некогда использовавшихся и при оформлении зарегистрированного багажа. Кроме пометки "ручная кладь" на этих бирках также присутствовало уведомление "пассажиров просим самим заботиться о сохранности ручной клади и других личных вещей" ("другие личные вещи" - это вещи из особого перечня, которые не подлежат взвешиванию:  небольшая дамская сумочка, плащ, зонт и т. п.). На рейсах газотурбинных самолётов тоже позволялось перевозить ручную кладь, только её вес не мог превышать 5 кг. - такие вещи оформлялись с использованием бирок "В кабину/Сabin" и перевозились в салоне под пассажирским сиденьем (биркам  "Ручная кладь" и "В кабину/Cabin" посвящён отдельный обзор).



 

Номерные багажные бирки 2-й половины 1950-х - 1960-х гг.


Номерные бирки середины 1950-х гг. Начиная с 1955 г. между СССР и другими странами начали активно заключаться межправительственные соглашения о воздушном сообщении, в результате чего в СССР начали выполнять прямые рейсы многие зарубежные авиакомпании. В связи с этим Аэрофлот начал применять агентские перевозочные документы общемирового стандарта, включая номерные багажные бирки: эмблема Аэрофлота на них отныне обозначала не перевозчика, а агента по регистрации пассажиров авиакомпании, выполнявшей рейс из СССР.
Номерные бирки состояли из корешка (верхней части бирки), который навешивался на каждое багажное место, и отрывного талона (нижней части бирки), который выдавался пассажиру - при получении багажа номер на талоне сверялся с номером на корешке (см. фото выдачи багажа во Внуково в 1958 г.):

Для облегчения комплектования багажа по пунктам назначения стали применяться бирки разных цветов: "багаж, почта, грузы при оформлении маркируются разноцветными бирками по пунктам назначения. При загрузке самолета багаж, почту и грузы следует группировать по цвету бирок в одном грузовом отсеке (багажнике)" (РЦЗ-83):


Ниже на фото - отрывные талоны от ранней разновидности номерных бирок середины 1950-х гг., с указанием серии выпуска бирки перед номером (использованы 31.07.1956 г.):

Для сравнения - отрывной талон более поздней разновидности, без указания серии выпуска перед номером (использован 9.11.1956 г.):


Ниже - интересное фото из ташкентского аэропорта, датируемое июнем 1958 г., на котором запечатлены три пассажира, несущие небольшие корзины, которые были приняты к перевозке скорее всего в качестве ручной клади (для сдачи в багаж они не были упакованы должным образом и в принципе укладываются в норму до 5 кг.): к одной из корзин прикреплена бирка, напоминающая вышеописанную номерную, - похоже, что до появления бирок "В кабину/Cabin" перевозимая в салоне ручная кладь оформлялась с использованием либо номерных, либо похожих на них специальных бирок:


Номерные бирки конца 1950-х - начала 1960-х гг.  В конце 1950-х гг. началась основательная реформа перевозочных документов внутренних авиалиний, которая проходила спустя четыре года после аналогичной реформы на международных авиалиниях (см. выше): 1) в 1959 г. билет внутренних авиалиний и багажная квитанция были объединены в один бланк; 2) одновременно с этим из багажной квитанции была выделена в отдельный бланк квитанция платного багажа внутренних авиалиний (на бланке билета 1959 г. появилась соответствующая строка для указания номера этого документа); 3) не позднее 1958 г. на внутрисоюзных рейсах газотурбинных самолётов начали применяться номерные багажные бирки, а к 1959 г. - бирки "В кабину/Cabin" (для ручной клади); 4) в 1961 г. появились новые формы авиабилетов для разных случаев применения - с багажной квитанцией и без неё (подробности - здесь); 5) в этом же году начали использоваться бирки "Ручная кладь-для поршневых самолётов"; 6) к 1962 г. появились багажные бирки внутренних/международных авиалиний единого вида, до появления которых в течение нескольких лет опробовалось как минимум 6  промежуточных вариантов номерных бирок:

изображение в размере 3 264 x 906 пикселей


Разновидности бирок конца 1950-х- начала 1960-х:
1.Бирки первой разновидности отличаются от исходных бирок 1955 г. типографским предзаполнением пунктов маршрута. Все известные экземпляры таких бирок были использованы на международных рейсах из Москвы  (до середины 1960 г. московский международный аэропорт располагался во Внуково, а с июня 1960 г. - в Шереметьево). В зарубежных аэропортах багаж на рейсы Аэрофлота оформлялся с использованием бирок иностранных авиакомпаний, которые действовали в качестве агентов по регистрации пассажиров ("Handling Agents"). На фото снизу - бирка британской авиакомпании "BEA" на рейс Аэрофлота из Лондона в Москву и бирка Аэрофлота на обратный рейс из Москвы в Лондон (весь комплект предметов из поездки интуриста в СССР можно посмотреть  здесь):


Бирка московского аэропорта, которая была в комплекте с авиабилетом 10.12.1959 г. и отрывной талон от бирки, который был прикреплён скрепкой к авиабилету 14.04.1961 г.:

Бирки первой разновидности использовались исключительно на международных авиалиниях, тогда как бирки остальных пяти разновидностей - преимущественно на внутрисоюзных авиалиниях:

2. На бирки второй разновидности впервые было добавлено поле "рейс №" - в остальном такие бирки существенно не отличаются от исходных бирок 1955 г.:


3. В шапке бирок третьей разновидности впервые появилась малая эмблема Аэрофлота - такая же, как на  отрывном талоне бирки. Бирка на фото была использована на рейсе Ташкент-Тбилиси 15.11.1958 г. (см. также посадочный талон с этого рейса):

4. На бирках четвёртой разновидности заголовок "общий вес" был заменён на "вес места",  заголовок "рейс №" был переведён на английский язык, перед номером бирки стала указываться серия выпуска.


5. На бирках пятой разновидности применен новый вариант перфорации линии отрыва талона, из-за чего отрыв не такой аккуратный, как у рассмотренных выше бирок. Особенность данной разновидности - нанесение на бирку пунктов маршрута одновременно с номером бирки:


6. В шапку бирки шестой разновидности был помещён третий вариант эмблемы Аэрофлота, на котором "крылья Аэрофлота" были увеличены до исходного размера 1955 г., а фоновое изображение земного шара - нечто среднее по размеру между исходной и малой эмблемами. В остальном 6-я разновидность близка к 5-й: заголовок поля "общий вес" заменён на "вес места", поле "рейс №" переведено на английский язык, символ "№" вплотную примыкает к номеру:



7. На бирках седьмой разновидности вновь появился заголовок "общий вес", у заголовка "рейс №" отсутствует англоязычный перевод, на бирках нет символа "№", однако при этом имеется указание серии выпуска - всё это присуще и более поздним биркам  1960-х гг., поэтому я полагаю, что это наиболее поздняя разновидность переходного периода конца 1950-х гг. - начала 1960-х гг. 

Более детальное и наглядное сравнение всех известных на данный момент разновидностей бирок середины 1950-х - начала 1960-х гг., выставленных в один ряд, можно посмотреть здесь.


Багажные бирки 1960-х гг. применялись при оформлении багажа как на внутренних, так и на международных авиалиниях с 1961-1962 гг. по начало 1970-х гг. (комплект бирки с билетом 1962 г.; бирка с рейса Москва-Нью-Йорк - регулярное авиасообщение в данном направлении  открылось 15 июля 1968 г.; бирка с рейса Киев-Берлин, июль 1972 г.). Кроме того, данные бирки использовались на рейсах иностранных авиакомпаний из международных аэропортов СССР - в данном случае Аэрофлот действовал в качестве агента по регистрации пассажиров (например, бирка Аэрофлота на рейс Air France из Москвы в Париж).
В начале 1960-х гг. был изменён стиль оформления бирок, с корешка было убрано редко использовавшееся поле "билет №", а с отрывного талона - служебные поля "количество мест" и "общий вес”. На отрывной талон была добавлена информация для пассажиров о порядке выдачи багажа, которая в дальнейшем в несколько изменённом виде была перенесена на бирки внутренних авиалиний 1970-х гг. Согласно правилам перевозок багажа на обратную сторону корешка и отрывного талона должен был ставиться штамп багажного кладовщика, принимавшего багаж к перевозке. Номера большинства известных мне бирок 1960-х гг. оканчиваются буквами серий - отсутствие указания серии, как мне кажется, - признак бирок ранних выпусков. Перфорация линии отрыва талона у бирок 1960-х гг. была такая же, как у поздних разновидностей бирок конца 1950-х гг., а отверстия для верёвочек впервые стали укрепляться люверсами из картона:


Бирки международных авиалиний 1960-х гг. 1 октября 1962 г. на конференции IATA в Каннах была введена в действие "резолюция 740" ("Form of Interline Baggage Tag"), в которой приводятся требования к оформлению багажных бирок для межлинейных (совместных) перевозок багажа (см. сборник "Passenger Services Conference Resolutions Manual"). Требования резолюции были сформированы на основе накопленного опыта применения багажных бирок различными авиакомпаниями, так что подобные бирки существовали и до утверждения резолюции. В настоящее время 740-й резолюцией IATA регламентируется внешний вид современных штрихкодовых бирок, которые у разных авиакомпаний выглядят примерно одинаково, а во времена номерных бирок подобного единообразия ещё не было: бирки на фото снизу определённо различаются оформлением, хотя очевидно, что все они созданы на основе некоего общего шаблона.


На протяжении 1960-х гг. Аэрофлот использовал на внутренних и международных рейсах  бирки единого вида, созданные на основе собственных бирок середины 1950-х гг. Эти бирки не отвечали требованиям 740-й резолюции IATA, поэтому для международных рейсов были созданы особые бирки  - один из первых вариантов выглядел следующим образом:


Чем же такие бирки отличались от предшествующих? Во-первых, в шапке международной бирки стало указываться название этого перевозочного документа по терминологии IATA - "Interline Baggage Tag": это означает, что данная бирка предназначена для багажных перевозок различными авиакомпаниями. Во-вторых, согласно международным нормам на бирке стала уточняться суть этого перевозочного документа: "бирка не является багажной квитанцией, указанной в статье 4 Варшавской конвенции". Данное уточнение требовалось, так как у багажной квитанции и у багажной бирки существует по несколько вариантов названий, некоторые из которых частично или полностью совпадают: багажную квитанцию ("Baggage Check") иногда называют "Baggage Claim Tag", а отрывные талоны бирок ("Baggage Identification Tag")  - "Baggage Claim Tag" или "Baggage Claim Check".  В-третьих, в шапке бирки появилось набранное латиницей название агента по  регистрации пассажиров, выдавшего бирку, - "AEROFLOT" и его IATA-код - "SU". Напомню, что прежде название агента по регистрации указывалось на советских бирках только кириллицей - "Аэрофлот СССР". В-четвёртых, на английский язык была переведена абсолютно вся текстовая информация на бирках - до этого перевод давался  избирательно: почему-то не был переведён заголовок поля "рейс №" и текст о порядке выдачи багажа (фото). И, наконец, в-пятых, у Аэрофлота впервые появились трансферные бирки с несколькими отрывными талонами на каждый из сегментов перелёта (см. фото) - отныне при трансферной перевозке на одной бирке могли быть указаны все перевозчики и номера рейсов: бирка на фото сверху была использована на рейсах а/к KLM:  №300 "Москва-Амстердам" и  №209 "Амстердам-Ганновер". Тем не менее, несмотря на появление первых бирок международных авиалиний, бирки начала 1960-х гг. ещё долгое время продолжали применяться на рейсах из СССР.


Багажные бирки 1970-х - начала 1990-х гг. 


В самом конце 1960-х гг. появились международные бирки нового вида, которые впервые обрели черты, присущие биркам Аэрофлота 1970-х - 1980-х гг.: конечно же, имеется в виду цветная шапка с логотипом "Soviet Airlines" и белая нижняя часть с полями для заполнения. Ниже - фотография, сделанная в 1969 г. английским путешественником Ирвингом Снайдером, на которой запечатлена международная бирка на рейс а/к KLM и восемь бирок начала 1960- гг., применявшихся тогда на внутрисоюзных авиалиниях (источник фото с указанием даты). Как видно на фото, с появлением таких бирок для указания аэропортов назначения впервые стали применяться трёхбуквенные IATA-коды (в данном случае "YUL" - Монреаль):


Немногим позднее, ~ в 1971 г., появились обновлённые бирки внутрисоюзных авиалиний, которые не сразу, но в течение нескольких лет вытесняли бирки начала 1960-х гг. Заранее замечу, что в 1970-1980-е гг. после появления бирок новых видов предшествовавшие им бирки не исчезали полностью, а время от времени продолжали использоваться наряду с новыми (например, в начале 1980-х можно было получить бирку с логотипом Аэрофлота 1962-1972 гг.). Кстати, то же самое касается и других перевозочных документов Аэрофлота: билетов, квитанций сверхнормативного багажа, посадочных талонов и т. д. 
Фото комплекта бирок интуриста из поездки в СССР (переходный период, ~1972 г.):

Изначально новые бирки внутрисоюзных и международных авиалиний имели схожее расположение элементов оформления: под цветной шапкой находилось поле "до", под которым располагалась таблица для указания номера рейса и веса багажа, а внизу - номер бирки. Однако со временем бирки ВВЛ и МВЛ претерпевали изменения и различия в их оформлении становились всё отчётливее.
*
Бирки внутренних авиалиний 1970-1980-х гг. Все наиболее значительные изменения бирок внутренних авиалиний 1970-1980-х гг. пришлись на первый год с небольшим их применения: к 1972 г. уже появились бирки третьей разновидности из пяти. Изначально в шапке располагалась эмблема Аэрофлота без приставки "Soviet Airlines", а все заголовки были представлены только в русскоязычном варианте - тем самым делался акцент исключительно на внутрисоюзном применении таких бирок. В 1971 г. наличие на бирках поля "фамилия пассажира" было уже неактуально, поэтому его изначально не было на новых бирках внутренних авиалиний, а в следующем году оно исчезло и с бирок международных авиалиний. Таблица для указания рейса и веса багажа часто вообще не заполнялась -  вероятно из-за того, что пассажиры проходили упрощённую регистрацию, при которой "багаж каждого пассажира не взвешивается. Взвешивание проводится только в случае явного превышения массы предъявляемого багажа (ручной клади) нормы бесплатного провоза, например, при наличии нескольких мест багажа (ручной клади) или при оформлении к перевозке вещей, провоз которых подлежит обязательной оплате (лыжи, телевизор, радиоприемник и т.д.) ... весь принятый от пассажиров багаж взвешивается одной партией на специальных большегрузных весах ... багажная квитанция в билете не заполняется, на каждое место багажа пассажиру выдается отрывной талон багажной бирки, который удостоверяет оформление и прием багажа для перевозки под ответственность Аэрофлота" (РОП-80). Если даже багажные квитанции в билетах зачастую не заполнялись, есть ли смысл придираться к незаполненным биркам? На обратной стороне корешка и отрывного талона, как и прежде, должен был ставиться штамп приёмосдатчика багажа (см. фото), хотя и это делалось далеко не всегда.
* 
Эволюция бирок внутренних авиалиний 1970-1980-х гг.
1. У всех известных мне бирок первого вида перед номерами стоит буква "А", т.е. все они, похоже, были выпущены единой серией: 1, 2, 3, 4. Наиболее ранняя бирка замечена в наборе 1971 г. Отверстия для верёвочек изначально укреплялись спецпокрытием на матерчатой основе, наносимым на верхнюю часть обратной стороны корешка (такой же способ укрепления отверстий был использован и на первых бирках МВЛ). 


Бирка с пометкой "Интурист" и штампом багажного кладовщика:


2. В дальнейшем поле "до", таблицу и номер придвинули ближе к шапке, в результате чего бирки стали чуть короче предыдущих при одинаковой ширине:


3. Затем номер перенесли с нижней части корешка в середину, отверстия для верёвочки стали укреплять подгибающимся "язычком", срезы верхних уголков бирки стали делаться вогнутой формы, ухудшилось качество перфорации линии отрыва талона:

Все вышеупомянутые изменения имели место с ~ 1971 г. до середины 1972 г. (к этому времени относится бирка 3-го вида из июльского набора 1972 г., известна и другая бирка 3-го вида с установленной датировкой - декабрь 1972 г.).

4. В дальнейшем был изменён формат записи номера, а сами бирки стали более узкими.

5. В конце 1970-х появились специализированные бирки внутренних авиалиний с пометкой "Интурист" -  такие бирки печатались отдельно от основных и предназначались для выделения багажа интуристов на внутрисоюзных рейсах: "багаж пассажиров литерных, подконтрольных рейсов, а также иностранных пассажиров, следующих по внутренним воздушным линиям Союза ССР, должен загружаться на воздушное судно таким образом, чтобы была обеспечена его первоочередная выгрузка с воздушного судна по прилету" (РБП-85). Впервые в шапку бирки ВВЛ был помещен логотип "Soviet Airlines". Для освобождения места для пометки "Интурист" были сдвинуты вверх поля для заполнения, при этом был уменьшен шрифт их заголовков. Оба замеченных экземпляра бирок данного вида относятся к концу 1970-х гг. - в дальнейшем для маркировки багажа интуристов использовались обычные бирки ВВЛ.

6. В конце 1970-х гг. отверстия для веревочек перестали укреплять подгибающимся язычком:

7. В 1980-е гг. в шапку бирок ВВЛ была помещена эмблема "Аэрофлот - Soviet Airlines", как это было прежде сделано с бирками для интуристов, - так бирка внутрисоюзных авиалиний обрела свой окончательный вид:


В 1990-е гг. советские бирки внутренних авиалиний продолжали массово использоваться на внутрироссийских рейсах до появления там ленточных бирок. Несмотря ни на что бирки внутренних авиалиний 1980-х гг. и сейчас иногда используются при оформлении багажа в некоторых российских аэропортах, а кое-где можно заполучить даже раритетные экземпляры образца 1970-х гг.!
*
Бирки международных авиалиний 1970-х гг. В отличие от бирок внутренних авиалиний, которые использовались абсолютно во всех аэропортах СССР, бирки международных авиалиний Аэрофлота использовались только в тех аэропортах, в которых у советской авиакомпании были собственные стойки регистрации ("check-in") - в качестве примера можно  привести аэропорт Дели. Ниже на фото - трансферная   бирка оттуда на рейсы SU-536/Дели-Москва и  SU-241/Москва-Лондон. Её датировку можно ограничить 1971-1973 годами: рейс Дели-Москва получил номер "536" в 1971 г., а эмблема Аэрофлота как на бирке применялась до 1973 г. Внешне эта бирка заметно отличается от бирок, использовавшихся в аэропортах СССР - их мы подробно рассмотрим ниже. Хотя это трансферная бирка, она небычна тем, что пункты маршрута на ней предзаполнены на типографии, тогда как обычные трансферные бирки заполнялись от руки при оформлении багажа к перевозке - это говорит о том, что такие бирки выпускались специально для популярных стыковочных рейсов из Дели в европейские города с пересадкой в Москве:

Напомню, что чаще всего в зарубежных аэропортах оформление багажа на рейсы Аэрофлота производилось с использованием бирок иностранных авиакомпаний, которые действовали в качестве агентов по регистрации пассажиров (InterflugAir FranceLOTBEA и т.д.). А у иностранныхх авиакомпаний не было своих стоек регистрации в советских аэропортах, поэтому багаж на все рейсы из СССР оформлялся с использованием бирок Аэрофлота: Air France AF-725 (Москва-Париж), LOT LO-232 (Москва-Варшава), BEA BE-671 (Москва-Лондон), Interflug IF-603 (Москва-Берлин), Аэрофлот SU-025 (Москва-Рим),  Аэрофлот SU-119 (Москва-Дрезден). Бирки для Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУ МВС) выпускала восточногерманская типография  "VEB Etikettendruck Mühlhausen" (см. ярлык от упаковки 2000 бирок).

* 
Эволюция бирок международных авиалиний 1970-х гг.

1. Наиболее раннее появление бирок первого вида относится к 1969 г., а наиболее позднее - к концу августа 1972 г. В 1960-е гг. при оформлении багажа на международные рейсы на бирки ставились штампы, содержавшие IATA-код перевозчика и номер рейса  (AF-725, SU-017 и т.д), а в конце 1960-х гг. на бирках появились соответствующие поля, "перевозчик" и "рейс №". На обратной стороне корешка и отрывного талона появилось поле "аэропорт отправления" - мне известна лишь одна бирка, благодаря которой становится понятно, для чего оно предназначалось: сюда должен был ставиться штамп багажного кладовщика, принимавшего багаж к перевозке. В 1970-1980-е гг. такой штамп обычно ставился только при регистрации багажа на внутренних авиалиниях, тем не менее, поле "аэропорт отправления" просуществовало на международных бирках как рудимент аж до конца 1970-х гг. (фото). Другой рудимент, доставшийся международным биркам конца 1960-х гг. от предшествующих, - поле "фамилия пассажира", однако оно исчезло значительно раньше: начиная с бирок второго вида этого поля на них уже не было.
Среди бирок первого вида существует две разновидности: ранняя (1, 2, 3, 4) и поздняя (1, 2, 3). У ранних экземпляров отверстие для верёвочек было укреплено картонным люверсом (как у бирок начала 1960-х гг.), а на более поздние бирки стали устанавливать металлические люверсы; у ранних бирок отсутствовала перфорация линии отрыва талона, а у более поздних она имелась; у ранних экземпляров в качестве материала использовался немелованный картон, а у более поздних - мелованный.  Номера бирок ранней разновидности печатались таким образом, что перед 1-5-значными номерами не ставились нули  (например, вместо "002905" печаталось "2905").


2. Бирки второго вида - первые кодовые бирки Аэрофлота: "кодовые бирки применяются для оформления багажа на прямых рейсах до определенного пункта назначения, который указывается на бирке полностью и кодовым сокращением" (НОМП ГА-83). На бирки первого вида ставить большой типографский штамп аэропорта назначения было бы просто некуда, поэтому, насколько понимаю, поначалу решили расчистить свободное место для него, убрав таблицу.Датировка одной из таких бирок, как отмечалось на форуме proezdmoscow.1bbs.info, - август 1972 г. Данные бирки появились позднее вышеупомянутых бирок первого вида, так как на отрывном талоне у них уже имеется текст о правах и обязанностях пассажира при получении багажа, который также присутствует и на отрывных талонах последующих бирок вплоть до 1973 г. включительно. При изготовлении бирок второго вида использовался картон с односторонним мелованием, линия отрыва талона была перфорирована, на бирки устанавливались уже только металлические люверсы:

3. Известные мне бирки третьего типа датируются декабрём 1972 г. и маем 1973 г. С появлением трансферных бирок (для рейсов с пересадками) на бирки были возвращены таблицы, в результате чего корешок кодовой бирки стал более вытянутым, тогда как корешок бескодовой (трансферной) бирки остался таким же по длине, как у бирок предыдущих двух видов. В таблице бирок третьего вида уже отсутствовало поле "фамилия пассажира", так как 15 декабря 1972 г. была введена в действие 741-я  резолюция IATA, утвердившая форму именной адресной бирки ("Passenger Name and Address Label"), наклеиваемой на багаж в дополнение к  номерной бирке и предназначенной для установления фамилии и адреса владельца невостребованного или утерянного багажа - эти бирки-стикеры должны были заполнять и прикреплять к багажу сами пассажиры.
Основные отличия бирки на прямой рейс (кодовой) от трансферной бирки (бескодовой): 1) у бирки на прямой рейс был один отрывной талон, а у  трансферной их было несколько (см. фото неиспользованной трансферной бирки 1980-х гг.); 2) на кодовые бирки ставился  типографский штамп с IATA-кодом аэропорта назначения, а у бескодовой такого штампа не было; 3) в 1970-е гг. на корешке кодовой бирки блок "таблица/номер бирки" располагался над полем "до", а у бескодовой их взаимное расположение было противоположным.
Кодовый  и бескодовый вариант бирки 3-го вида:

Бескодовые бирки были не только в варианте для рейсов с пересадками, но и для прямых рейсов - такие бирки использовались в случае отсутствия при регистрации на  рейс необходимых кодовых бирок и были оформлены аналогичным образом:

4. Бирка на прямой рейс четвёртого вида по оформлению почти полностью аналогична бирке пятого вида  (за исключением текста на отрывном талоне и эмблемы в шапке). Пока мне не попадалась бирка четвёртого вида в бескодовом варианте, что предположительно связано с непродолжительностью выпуска бирок этого вида: на год их появления пришлось довольно значимое событие - обновление эмблемы Аэрофлота, что в скором времени не могло не отразиться и на оформлении бирок. 

5. В 1973 г. в связи с 50-летием Гражданской авиации СССР была введена обновлённая эмблема Аэрофлота. Наиболее раннее использование бирки с обновлённой эмблемой из замеченных датируется осенью 1974 г. В отличие от бирок предыдущего вида, такие бирки попадаются довольно часто, что неудивительно, учитывая немалый период их выпуска,  - ~ с 1974 по 1978 гг. Бирка на прямой рейс и трансферная бирка:

Бескодовая бирка для прямых рейсов:

При заполнении трансферной бирки на корешке и нижнем отрывном талоне указывался конечный пункт перевозки, а на промежуточных талонах - аэропорты пересадок и перевозчики. Пассажиру выдавался лишь нижний отрывной талон, который был оформлен так же, как и талон бирки на прямой рейс.  На фото слева - отрывной талон от бирки на прямой рейс, а справа - нижние отрывные талоны от двух трансферных бирок, использовавшихся на рейсах Аэрофлота и Interflug по маршруту Берлин-Москва-Рига-Москва-Берлин (фото билета):

На обратной стороне отрывных талонов вместо текста о правах и обязанностях пассажира при получении багажа стал размещаться текст о снятии с перевозчика ответственности за багаж сразу после того, как его принял пассажир  - в таком виде данное уведомление просуществовало на талонах бирок по крайней мере до начала 1990-х гг. В случае обнаружения вреда, причинённого перевезённому багажу, немедленно оформлялся Акт о неисправностях при перевозке багажа/груза (см. фото акта образца 1980-х гг.). Текст на обратной стороне корешка не поменялся.


Практически все вышеприведённые бирки, в которых указаны зарубежные аэропорты назначения, были использованы при оформлении багажа в аэропорту Шереметьево. Ко второй половине 1970-х гг. относится наиболее ранняя из известных мне кодовых бирок Аэрофлота, которая уж точно не была навешана на багаж в советском аэропорту: на ней стоит типографский штамп "MOW" и указан рейс SU-560 (Джакарта-Сингапур-Бомбей-Москва). Появление подобных бирок, на мой взгляд, свидетельствует о том, что не позднее второй половины 1970-х гг. в некоторых зарубежных аэропортах Аэрофлот начал самолично, т.е. без услуг агентов, регистрировать на свои рейсы пассажиров, а также оформлять их багаж.


Бирки международных авиалиний 1980-х - начала 1990-х гг.  В конце 1970-х гг. произошёл переход от последовательного видоизменения одного вида бирок, что было характерно для 1970-х гг., к одновременному использованию багажных бирок разных видов, поэтому к 1980-м гг. неприменимо понятие "эволюция бирок". В подавляющем большинстве случаев в 1980-е гг. при оформлении багажа на рейсы использовались бирки первых трёх видов из представленных ниже. Не позднее 1983 г. появились бирки нового типа - ленточные, а с начала 1990-х гг. на некоторых рейсах из Шереметьево-2 стали применяться бирки со штрихкодом, в том числе распечатываемые на специальном принтере. В 1980-е гг. существенно выросла доля бирок с кодом "MOW", также появились бирки с кодами и других международных аэропортов СССР: "LED" - Ленинград и "AER" - Сочи. Я полагаю, что это свидетельствует о том, что в 1980-е гг. продолжился процесс открытия в зарубежных аэропортах стоек регистрации Аэрофлота (среди которых был Лиссабон, Белград, Токио и предположительно Будапешт). Так, если в 1980 г. на рейсах Аэрофлота из Токио в Москву всё ещё использовались бирки JAL, то в 1989 г. при регистрации багажа на этот рейс уже применялись бирки Аэрофлота. При оформлении багажа в некоторых зарубежных аэропортах (из известных - Мадрид, Нью-Йорк, Вашингтон, Анкоридж) вместо основных бирок Аэрофлота стали применяться эксклюзивные бирки, созданные на основе тех, что использовались иностранными авиакомпаниями (см. бирки 4, 5, 8 видов).
*
Виды бирок конца 1970-х - начала 1990-х гг.
1. Не позднее 1979 гг. появились первые бирки 1980-х гг., у которых в сравнении с бирками 1970-х гг. было значительно изменено оформление. С бирок были убраны: таблица, которая вносила некоторый беспорядок в оформление лицевой стороны корешка, ненужная на корешке информация о бирке, а также поле для штампа багажного кладовщика, которое морально устарело ещё в 1960-е гг. Освободившееся место стало использоваться более рационально: код аэропорта назначения и эмблема Аэрофлота стали размещаться на обеих сторонах корешка (отпала необходимость в случае чего переворачивать бирки), а вся текстовая информация, необходимая исключительно для пассажиров, что логично, была перенесена с корешка на отрывной талон, поэтому вместо названия всей бирки ("Interline Baggage Tag") стало указываться название отрывного талона ("Baggage Identification Tag"). Благодаря вышеупомянутым изменениям информация на этих бирках была представлена в более лаконичной и читабельной форме, нежели на бирках 1970-х гг. По расположению элементов оформления кодовые и бескодовые  бирки, наконец, стали идентичными:


Из НОМП ГА-83: "Кодовым биркам отдается преимущество по сравнению с бескодовыми. Бескодовые багажные бирки (на одного, двух, трех и четырех перевозчиков) применяются, в основном, при трансферных перевозках. Кроме того, бескодовые бирки на одного перевозчика используются на прямых рейсах до пункта назначения (при отсутствии кодовых бирок)". На фото сверху представлена бескодовая бирка на четырёх перевозчиков, а на фото снизу - бирка на двух перевозчиков, у которой изначально было два отрывных талона (внизу сохранился обрывок цветной шапки нижнего талона). Эта бирка была использована при трансферной перевозке Finnair на рейсах Москва-Хельсинки и Хельсинки-Нью-Йорк в 1983 г.:

У бирок первого вида существует несколько разновидностей: в течение первых двух-трёх лет использования таких бирок перед номером печаталось сокращение от слова "номер" ("Nr."):


Не позднее 1982 г. "Nr." убрали, номер бирки передвинули немного влево, а в освободившееся справа от номера место добавили четыре полоски - я думаю, что они предназначались для правильного позиционирования сканера номеров:
Не позднее 1988 г. на бирках был изменён шрифт набора IATA-кодов (буквы стали тоньше). Бирка с рейса из Токио в Москву (1989 г.):

Бирки, представленные выше, - двухцветные: 1) шапка, заголовки полей и код "SU" - одного цвета, 2) номер бирки, IATA-код аэропорта и информация для пассажиров - чёрного цвета. Существует также трёхцветная разновидность бирок этого вида: 1) шапка, заголовки полей и код "SU" - одного цвета, 2) информация для пассажиров и IATA-код аэропорта - другого цвета, 3)  номер бирки - чёрного цвета. Трёхцветные бирки выпускались и использовались одновременно с двухцветными на протяжении всего периода  эксплуатации бирок первого вида:
Трёхцветная разновидность с "Nr" перед номером (ранний вариант):

Трёхцветная разновидность без "Nr", но со толстыми буквами в IATA-коде (промежуточный вариант):

Трёхцветная разновидность с тонкими буквами IATA-кода (поздний вариант):

2. Не позднее 1981 г. появились бирки с необычным оформлением, у которых заголовки полей и информация для пассажиров были представлены только на английском языке. Оформление корешков было как у бирок первого вида, а отрывных талонов - как у бирок 1970-х гг. (номер и указание аэропорта назначения находились на лицевой стороне талона, а информация для пассажиров - на обратной). Данные бирки выпускала западногерманская типография "Bartsch International" (см. логотип "rb"), которая печатала для Аэрофлота бланки и других перевозочных документов, в частности, авиабилетов. Бирки этого вида известны только в кодовом варианте:



3. Не позднее 1983 г. появились кодовые бирки нового типа - самоклеящиеся ленточные. Ленточная бирка сгибалась пополам и в форме петли прикреплялась к ручке чемодана или сумки. Функцию отрывного талона у таких бирок обычно выполнял самоклеящийся талон белого цвета, который при оформлении багажа отклеивался от бирки и вклеивался в авиабилет.  В дополнение к основному талону у ленточной бирки также имелся "классический" отрывной талон, который находился на правом её конце: его также можно было использовать при получении багажа. Судя по наличию на предохранительном бумажном слое логотипа "rb", бирки третьего вида также выпускались типографией "Bartsch International". С 1993 г. ленточные бирки со слегка изменённым логотипом использовались авиакомпанией "Russian International Airlines" (правопреемником ЦУ МВС), а позже - и другими российскими авиакомпаниями.
 

4. Отрывной талон от неизвестной ленточной бирки, выпущенной испанской типографией "MANIPULATED AYBAR S.A." (внизу на фото - талон от бирки третьего вида) -   такие бирки применялись при оформлении багажа на рейсы Аэрофлота из Мадрида. Подобные бирки также использовались испанской авиакомпанией Iberia.


5. Бирки пятого вида выпускались в США и навешивались на багаж пассажиров Аэрофлота только в аэропортах Нью-Йорка и, предположительно, Вашингтона (на рейсах в эти города применялись бирки 1-3 видов: корешок 1986 г. и отрывной талон 1987 г.). Бирка, представленная на фото слева, была использована на рейсе из Нью-Йорка в Москву в ноябре 1986 г., то есть спустя полгода после возобновления прямого авиасообщения между СССР и США в лице Аэрофлота и американской авиакомпании Pan Am: из-за роста напряжённости в отношениях между этими странами рейсы были временно прекращены в 1981 г.  (см. подробности). Именно так выглядели первые бирки Аэрофлота, на которых вместо IATA-кода Москвы ("MOW") указывался IATA-код московского международного аэропорта "Шереметьево" ("SVO"). В 1980-е гг. Pan Am использовал аналогичные бирки со штрих-кодом:

Формат бирок со штрих-кодом был утверждён IATA в 1987 г. Штрихкодовые бирки делятся на две группы: 1) бирки, заполняемые от руки ("Manually Issued"), - они бывают двух видов: классические верёвочные и самоклеящиеся ленточные и 2) бирки, заполняемые на компьютере и распечатываемые с помощью специального принтера на месте регистрации багажа (Computer Issued/Demand Printed), - такие бирки бывают только ленточными. Подробное описание формата современных бирок читайте в сборнике "Passenger Services Conference Resolutions Manual" (см. Резолюцию 740). Вышеописанные бирки пятого вида нельзя отнести ни к одному из вышеупомянутых вариантов современных багажных бирок, чего не скажешь о бирках шестого и седьмого видов.
6.  Два талона от заполняемых вручную верёвочных штрихкодовых бирок, вложенные в авиабилет (февраль 1992 г). Вместе с корешком бирка выглядела примерно так же, как эта бирка Interflug, выпущенная типографией "Bartsch International".


7. Заполненная на компьютере и распечатанная на стойке регистрации "Шереметьево-2" ленточная бирка и отрывной талон от такой бирки (см. также посадочный талон со штрих-кодом 1990 г.). Бирки со штрих-кодом, в отличие от номерных, не различаются по цвету, так как багаж идентифицируется работниками аэропортов и автоматическими системами сортировки багажа не "на глазок", а с помощью сканеров штрих-кодов (подробности - здесь).



8. Верёвочные штрихкодовые бирки, использовавшиеся на рейсах из Нью-Йорка в Москву и Санкт-Петербург (по состоянию на май-август 1992 г.):



9.  Бирки девятого вида с предзаполнением аэропорта назначения применялись с 19 мая 1991 г. на рейсах Аэрофлота из Сан-Франциско через Анкоридж в Хабаровск и с 22 июля 1992 г. - на рейсах из Анкориджа в Магадан (карту всех маршрутов в США по состоянию на ноябрь 1991 г. можно посмотреть здесь). В 1980-е-начале 1990-х гг. такие же бирки использовали на территории США авиакомпании Alaska Airlines (которая также выполняла рейсы из Анкориджа в Хабаровск и Магадан), Delta Air Lines, Braniff и др. На обратной стороне бирок имелась форма для указания обнаруженных особенностей принимаемого к перевозке багажа (повреждённый/скоропортящийся/хрупкий и т. п.), заполнение которой снимало с перевозчика часть ответственности за состояние багажа при его выдаче пассажиру в аэропорту назначения. Этой особенностью данные бирки напоминают специализированные бирки ограниченной ответственности формата IATA, однако, в отличие от них, бирки 9-го вида в основном использовались как обычные багажные бирки, без заполнения формы "Conditional Acceptance" (см. фото использованной бирки а/к "Ansett New Zealand").


На этом обзор багажных бирок Аэрофлота СССР окончен, благодарю за внимание!

P.S. Если у Вас имеются замечания, дополнения или Вы обнаружили неточность в данном материале - сообщите об этом в комментариях.
P.P.S. Также настоятельно рекомендую к ознакомлению замечательный обзор Андрея Орлова "История авиационного билета в России"!

Комментариев нет:

Отправка комментария