среда, 24 мая 2017 г.

Специализированные бирки Аэрофлота СССР

Изначально в ГВФ СССР отсутствовала диверсификация форм перевозочных документов для разных случаев применения: на внутренних и международных авиалиниях применялись одни и те же бланки билетов (подробнее), при оформлении багажа и ручной клади использовались одинаковые бирки (подробнее). Ситуация начала меняться, когда в 1955 г. появились первые билеты и багажные бирки, предназначенные исключительно для международных рейсов и которые в значительной мере отличались от внутрисоюзных. К середине 1950-х гг. относятся первые из известных мне специализированных билетов Аэрофлота: "воинский" и "служебный", которые отличались от обычных лишь наличием соответствующих пометок - первые различающиеся по форме билеты появились в 1961 г. (подробности). К 1959 г. относится наиболее ранний случай применения первых специализированных бирок "В кабину", а в 1961 г. началось использование бирок "Ручная кладь - для поршневых самолётов и вертолётов". В конце 1960-х гг. появились бирки "Ручная кладь" для газотурбинных самолётов Ан-24 и Як-40, а в начале 1970-х гг. - бирки "В кабину" для зарубежных рейсов. В дальнейшем новые виды специализированных бирок появлялись исключительно на международных авиалиниях: по состоянию на 1983 г. кроме багажных бирок и бирок "В кабину" там применялись бирки "VIP", "Group Movement", "Rush" и именные адресные бирки, а к началу 1990-х гг. к ним были добавлены бирки "Business"/"First Class", "Limited Release", "Transfer" и др.
Данный обзор посвящён вышеупомянутым специализированным биркам, которые применялись либо вместо основных багажных бирок, либо в дополнение к ним, кроме того в нём также рассмотрены и авиагрузовые бирки. 


Источниками фотографий и другой информации при создании этого обзора послужили интернет-аукционы, онлайн-архив академика А.П. Ершова, темы форумов "Артефакты советского Аэрофлота" на aviaforum.ru, "Бирки" на  proezdmoscow.1bbs.info, "Посадочные талоны, бирки и билеты на самолет (СССР – РФ)" на www.proezdnoi.com, а также многие другие интернет-сайты. Отдельную благодарность за возможность показать редко встречающиеся виды специализированных бирок выражаю FANTOMAS'у с форумов aflexfa.borda.ru и aviaforum.ru!



Бирки  для оформления незарегистрированного багажа ("Ручная кладь" и "В кабину")

Зарегистрированный багаж - вещи, которые при оформлении сдаются на стойке регистрации под ответственность перевозчика, доставляются в воздушное судно (ВС) без участия пассажира и перевозятся только в изолированном от салона багажном отсеке. Факт сдачи зарегистрированного багажа перевозчику удостоверяет багажная квитанция и отрывной талон багажной бирки.
Незарегистрированный багаж - вещи, которые после оформления остаются на руках у пассажира, доставляются в ВС им самим (отсюда и название "ручная кладь" или "ручной багаж") и перевозятся багажном отделении или в салоне ВС. Ответственность за сохранность ручной клади несёт пассажир, за исключением того периода, когда ручная кладь находится не под его присмотром (например, в багажном отделении самолёта). Бирки "Ручная кладь" и "В кабину" предназначены для обозначения незарегистрированного багажа, который прошёл взвешивание и был допущен к перевозке в ВС.
Во времена СССР бирки с пометкой "Ручная кладь" предназначались для тех типов ВС, на рейсах которых действовал принцип "багаж при себе": это самолёты Ли-2, Ан-2, Ил-12, Ил-14, Ан-24, Як-40, Л-410 и частично Ил-86, а также вертолёты  Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и др., а бирки с пометкой "В кабину" предназначались для тех типов ВС, в которых ручная кладь перевозилась только в салоне, из-за чего её вес не мог превышать 5 кг., а все вещи сверх этой нормы оформлялись как сдаваемый багаж: такими самолётами были Ан-10, первое время - Ан-24, Ту-104-154, Ил-18, Ил-62, Ил-86 и Як-42.

изображение в размере 3 000 x 2 250 пикселей

*
Бирки "Ручная кладь" являются дальнейшим развитием безномерных багажных бирок 19xx-1960 гг.,  поэтому чтобы объяснить, каким образом они появились, необходимо немного углубиться в историю предшествующих им бирок. 
Изначально на линиях Аэрофлота ручной кладью считались только те вещи, которые пассажир перевозил в салоне самолёта, а те, что превышали допустимый вес в 5 кг. считались сдаваемым багажом (см. правила на бланке билета 1940 г.). Однако во второй половине 1940-х гг. на внутрисоюзных авиалиниях стал действовать принцип "багаж при себе" - ручной кладью стали считаться уже все принимаемые к перевозке вещи пассажира. Предположительно это было обусловлено сложностями обеспечения сохранности сдаваемого багажа во время ночёвок в промежуточных аэропортах. А на международных авиалиниях, которые представляли лишь малую долю перевозок ГВФ СССР, производилось оформление сдаваемого багажа, факт сдачи которого под ответственность перевозчика удостоверяла багажная квитанция - это делалось в соответствии с требованиями "Варшавской конвенции" 1929 г., которой подчинялись все международные перевозки Аэрофлота с 1934 г. Таким образом, все бирки, применявшиеся на внутрисоюзных авиалиниях в первой половине 1950-х гг., навешивались на ручную кладь, хотя внешне они никак не отличались от тех бирок, которые использовались тогда же на международных авиалиниях при оформлении сдаваемого багажа:

В середине 1950-х гг. на международных авиалиниях были введены бирки нового вида, номерные с отрывными талонами, после чего безномерные продолжали использоваться только на внутренних авиалиниях. В 1956 г. началась эксплуатация турбореактивных самолётов Ту-104, на всех рейсах которых, включая внутрисоюзные, производилось оформление сдаваемого багажа, как это прежде делалось только на международных авиалиниях. Номерные багажные бирки стали использоваться на внутрисоюзных рейсах газотурбинных самолётов не позднее 1958 г., после чего безномерные бирки как на фото снизу продолжали применяться уже только при оформлении ручной клади, перевозимой по внутренним авиалиниям поршневыми самолётами Ил-12, Ил-14, Ли-2, Ан-2 и вертолётами Ми-4. И хотя на безномерных бирках тогда ещё не было каких-либо пометок с пояснением, для чего они предназначаются, эти бирки уже в конце 1950-х гг. были полностью равнозначны  биркам "Ручная кладь", которые появились спустя несколько лет, в 1961 г.:
Безномерная бирка 1960 г.

По мере выхода на линии всё большего числа газотурбинных самолётов поршневые самолёты постепенно вытеснялись ими с международных, магистральных и линий союзного значения на линии малой протяжённости. В 1961 г. на смену безномерным биркам старого вида пришли специализированные бирки формы К-10, на которых появились пометки "ручная кладь", "для поршневых самолётов" и уведомление "пассажиров просим самим заботиться о сохранности ручной клади и других личных вещей" ("другие личные вещи" - это вещи из особого перечня, которые не подлежат взвешиванию:  небольшая дамская сумочка, плащ, зонт и т. п.). Бирки "Ручная кладь" использовались преимущественно на местных авиалиниях вместе с билетами форм К-23 и К-24, которые были введены также в 1961 г. Такие билеты не включали в себя багажную квитанцию и в них предусматривалось указание веса только ручной клади. У самых ранних бирок "Ручная кладь" всё ещё сохранялось предзаполнение аэропорта назначения и имелись некоторые декоративные элементы оформления, доставшиеся им "по наследству" от безномерных бирок 1950-х гг.:

Ниже - чуть более поздние бирки "Ручная кладь" без предзаполнения аэропорта назначения, вместо этого у них предзаполнен аэропорт отправления, что было гораздо практичнее. Бирка слева была выпущена на ростовской  типографии "Молот": по-видимому, первое время бирки "Ручная кладь" выпускались на местных типографиях по заказу авиапредприятий, а затем заказ и выпуск таких бирок стал производиться  централизованно. Вторая бирка  была в комплекте с билетом местных авиалиний 7.08.1963 г.:
Бирки без предзаполнения пунктов отправления/назначения: по-видимому, это уже не местный, а общесоюзный выпуск бирок:

На следующем фото показано, как в первой половине 1960-х гг. оформлялись билеты на рейсы поршневых самолётов по линиям союзного значения. С учётом типа воздушного судна (Ил-14) и протяжённости авиалинии "Батуми-Харьков" (она в два раза больше, чем максимально предусмотренная для билетов местных авиалиний) был использован бланк билета формы К-19, а на каждое из 4-х багажных мест была навешана бирка формы К-10. В билете было оставлено незаполненным поле багажной квитанции "Багаж сданный, кг." - вместо этого вес всего багажа (20 с чем-то кг.) вписан в поле "Ручная кладь, кг.":


По состоянию на 1967 г. удельный вес перевозок ручной клади поршневыми самолётами уже не превышал 10-15 % от всех багажных перевозок Аэрофлота (источник, с. 173). К этому времени бирки "Ручная кладь" были приближены по оформлению к биркам "В кабину", при этом ориентация их лицевой стороны была отражена слева направо. Бирки 1966 и 1968 гг.:

В дальнейшем справа налево была отражена ориентация и оборотной стороны. Бирка на фото снизу предположительно была выпущена на Житомирской городской типографии ("ЖГТ"):

Далее бирки стали чуть компактнее по длине. В таком виде бирки формы К-10 просуществовали до прекращения их использования в 1980-е гг.:

В конце 1960-х гг. на основе бирок формы К-10 были созданы бирки "Ручная кладь" для новых газотурбинных самолётов Ан-24 (1962 г.) и Як-40 (1968 г.), пришедших на замену поршневым Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Судя по фотографиям погрузки в Ан-24 багажа работниками аэропорта и посадки пассажиров в самолёт налегке, на рейсах Ан-24 поначалу производилось оформление сдаваемого багажа, как это делалось в случае и с другими газотурбинными самолётами тех лет - Ан-10, Ту-104, Ту-114, Ту-124 и Ил-18. Однако вскоре на рейсах Ан-24 стал действовать принцип "багаж при себе", что предположительно было связано с выходом на линии схожего по классу турбореактивного Як-40, в котором изначально предусматривалась перевозка только ручной клади. Новые бирки "Ручная кладь" для газотурбинных самолётов были оформлены в том же стиле, что и номерные багажные бирки начала 1970-х гг. В отличие от бирок формы К-10, у новых бирок лицевая сторона была ориентирована не горизонтально, а вертикально:
Ранняя разновидность бирки "Ручная кладь" и багажная бирка 1971-1972 гг.
 
Несмотря на появление бирок "Ручная кладь" нового вида, бирки формы К-10 продолжали использоваться в неизменном виде на рейсах поршневых самолётов и вертолётов как минимум до начала 1980-х гг. - образец таких бирок был показан в РОП-80. Согласно РБП-85 в середине 1980-х гг. принцип "багаж при себе" действовал на рейсах самолётов Ил-86, Як-40, Ан-24, Ан-2, Ил-14 и вертолётов Ми-8, Ми-4, Ми-1, Ка-18, Ка-15. Также из РБП-85: "При смешанном способе перевозки, применяемом на самолёте Ил-86, приём и оформление багажа осуществляется в двух местах - в аэровокзале аэропорта с комплектованием зарегистрированного багажа в контейнеры и на борту самолёта Ил-86, куда доставляется пассажирами незарегистрированный багаж и сдается ими в багажные отделения", "перевозка незарегистрированного багажа и ручной клади на самолете Ил-86 оформляется багажной биркой в случае приёма багажа в багажных отделениях самолета приемосдатчиком багажа или биркой "Ручная кладь" - при передаче его под ответственность бортпроводника".

У бирок "Ручная кладь" этого вида существует две разновидности, которые различаются шрифтами, использованными на лицевой стороне бирок (слева - ранняя разновидность, а справа - поздняя):


Бирки "В кабину" применялись при перевозке ручной клади в салонах магистральных самолётов, в багажных отсеках которых перевозился сдаваемый багаж, оформлявшийся с использованием номерных багажных бирок. Эти бирки, пожалуй, являются первыми по появлению специализированными бирками Аэрофлота - наиболее ранняя из известных мне была в комплекте с билетом на рейс 17.12.1959 г. (использована примерно за год до появления первых бирок "Ручная кладь"):

Так как бирки "В кабину" предназначались для рейсов на газотурбинных самолётах, на них присутствовало изображение силуэта реактивного Ту-104 - своего рода аналог пометки "для поршневых самолётов" на бирках "Ручная кладь". В силу того, что перевозимая в салоне ручная кладь постоянно находилась при пассажире и её вес не мог превышать 5 кг., на обратной стороне бирок "В кабину", в отличие от бирок "Ручная кладь", не было полей для указания имени владельца и веса багажного места. 
Разновидности бирок "В кабину", использовавшиеся в 1960-е гг. на внутренних и международных авиалиниях: без текста уведомления на обратной стороне,  с текстом на русском, а также на русском и на английском (чаще всего текст на обратной стороне всё-таки присутствовал на обоих языках независимо от того, был ли это внутренний или международный рейс):

Кроме того, известна одна бирка с указанием выпустившей её типографии (по-видимому, это Выборгская типография - на ней же печатались и рассмотренные выше бирки "Ручная кладь"):

Далее - именная бирка "В кабину" необычного вида: по-видимому, это спецвыпуск для оформления ручной клади лиц, которые проходили регистрацию отдельно от обычных пассажиров. На обратной стороне бирки указаны сразу два контактных лица, адрес первого из которых был напечатан при изготовлении бирки, а второго - проставлен штампом перед поездкой: предположительно это делалось на случай утери ручной клади за рубежом или на территории СССР - чтобы найденная вещь была передана одному из указанных на бирке лиц.


C появлением бирок "Ручная кладь" без пометки "для поршневых самолётов и вертолётов" с бирок "В кабину" в свою очередь исчезло изображение газотурбинного самолёта: с появлением Ан-24 и Як-40 местная и магистральная авиация перестали различаться исходя из того, какие типы двигателей были установлены на эксплуатирующихся ими ВС. Новые бирки "В кабину" были оформлены в том же стиле, что и бирки "Ручная кладь", кроме того на них, наконец, появилось понятное иностранцу название перевозчика/агента по регистрации, набранноее латиницей:


Судя по всему, первое время обновлённые бирки "В кабину" всё ещё продолжали применяться как на внутрисоюзных, так и на зарубежных рейсах, однако уже в начале 1970-х гг. на международных авиалиниях появились бирки "В кабину" особого вида, после чего рассматриваемые бирки стали использоваться уже только на внутренних авиалиниях. Насколько мне известно, наиболее позднее упоминание внутрисоюзных бирок "В кабину" в руководствах МГА СССР относится к 1979 г.  -  образец такой бирки был показан в РОП-80. С середины 1980-х гг. функцию бирок "В кабину" на внутренних авиалиниях переняли бирки "Ручная кладь": "8.5.15.  Бирка "Ручная кладь" является документом, дающим право на перевозку незарегистрированного багажа (ручной клади) в салоне воздушного судна или в багажном отделении воздушного судна" (РБП-85).
*
У бирок "В кабину" рассматриваемого вида, как и у бирок "Ручная кладь", также существует две разновидности, различающихся шрифтами, использованными на их лицевой стороне (слева - ранняя разновидность, а справа - поздняя):


В начале 1970-х гг. на международных авиалиниях стали применяться бирки "В кабину" особого вида - главным образом они отличаются от внутрисоюзных наличием на их обратной стороне полей для указания фамилии пассажира, аэропорта назначения и номера рейса: эти поля предусматривались общемировым стандартом бирок "Cabin" и предназначались для установления владельца ручной клади, оставленной в салоне ВС, либо на территории аэропорта. Кроме того, бирки "В кабину" международных авиалиний отличались от внутрисоюзных более высоким качеством изготовления: они были сделаны из картона с двусторонним мелованием, отверстия для верёвочек укреплялись металлическими люверсами (кстати, аналогичным образом тогда различались и багажные бирки внутренних и международных авиалиний). В шапке ранних бирок "В кабину" международных авиалиний всё ещё дублировалось название перевозчика на кириллице и латинице - в дальнейшем туда был помещён логотип "Аэрофлот-Soviet Airlines" (1973 г.):

У каждой зарубежной авиакомпании все виды бирок были оформлены в её  собственном стиле и повторения в их дизайне, как правило, были исключены. Однако оформление бирок "В кабину" Аэрофлота, похоже, было позаимствовано у бирок британской авиакомпании BOAC: на первых двух фото снизу - бирка эконом-класса конца 1960-х гг. (слева) и бирка первого класса начала 1970-х гг. (справа), а на третьем фото представлена бирка эконом-класса начала 1970-х гг. - возможно, что аналогичным образом в то время выглядели и бирки Аэрофлота туристического класса:


Не позднее 1975 г. международные бирки "В кабину" обрели свой окончательный вид: в их шапку была помещена эмблема "Аэрофлот - Soviet  Airlines", обновлённая в связи с 50-летием ГА СССР в 1973 г., исчезло разделение бирок по классам, а на их обратной стороне появилось схематическое изображение, указывавшее, что ручную кладь запрещается размещать в салоне на полках, которые предназначались только для верхней одежды, головных уборов и т. п., - по правилам перевозки ручная кладь размещалась либо под креслом, либо на руках у пассажира, либо в специально отведённом месте салона ВС. 

В 1990-е гг. бирки "В кабину" авиакомпании "Аэрофлот - Russian International Airlines", правопреемника ЦУ МВС, стали выглядеть следующим образом, в 2000-е гг. бирки а/к "Аэрофлот - Российские авиалинии" выглядели так, а в настоящее время они используются нынешним Аэрофлотом в виде самоклеящихся ленточных бирок.

 

Специализированные бирки для маркировки зарегистрированного багажа 
на международных авиалиниях Аэрофлота СССР
 
По состоянию на 1983 г. помимо багажных бирок и бирок "В кабину" на международных авиалиниях также применялись бирки "VIP", "Group Movement", "Rush" и именные адресные бирки (см. п. 15.2. НОМП ГА-83 "Перевозочная документация при перевозках пассажиров и багажа"). К началу 1990-х гг. к ним были добалены бирки "Business"/"First Class", "Limited Release" и "Transfer".
*
Именные адресные бирки. До появления именных адресных бирок для указания владельца багажа предназначалось поле "фамилия" багажных бирок. 15 декабря 1972 г. была введена в действие 741-я  резолюция IATA "Passenger Name and Address Label", определяющая формат именной адресной бирки, прикрепляемой к багажу в дополнение к багажной бирке и предназначенной для установления имени, адреса и телефона владельца найденного, невостребованного или засланного багажа. Бирка раннего периода (1972-1973 гг.):

При оформлении багажа бирки-наклейки выдаются пассажирам с тем, чтобы те сами заполнили и наклеили их снаружи и изнутри каждого места зарегистрированного багажа - поэтому на каждом листе с бирками содержится по два стикера:


Поздняя и наиболее распространённая разновидность именной адресной бирки, выпускавшаяся западногерманской типографией  "Bartsch International" (см. логотип "rb"). На основе этой разновидности в дальнейшем были созданы именные адресные бирки а/к "Аэрофлот - Russian International Airlines".

Бирки "RUSH" используются при оформлении досылки найденного, невостребованного, засланного багажа (организация работы с таким багажом описана в параграфе 5.21 НОМП ГА-83). 


Бирки "Багаж экипажа" ("CREW TAG") с отрывными талонами использовались на международных авиалиниях при оформлении сдаваемого багажа членов экипажа. Судя по наличию характерных горизонтальных полосок в конце номера рассматриваемой бирки, которые также имелись и у обычных багажных бирок 1980-х гг., она относится к тому же периоду. "Каждому члену экипажа разрешается бесплатный провоз вещей по норме 10 кг. только в качестве незарегистрированного багажа. Перевозка личных вещей сверх этого количества или не соответствующих требованиям нормы бесплатного провоза п.1.3.3 оплачивается по багажному тарифу на общих основаниях" (РБП-85).


С 1990-х гг. бирки "Багаж экипажа" используются в виде ленточных бирок.



Бирки ограниченной ответственности ("LIMITED RELEASE") используются при оформлении багажа с условием ограниченной ответственности перевозчика(ов), когда к перевозке принимается багаж: хрупкий, скоропортящийся, повреждённый, зарегистрированный в последнюю минуту, неупакованный должным образом, превышающий допустимые размеры по массе и объему, а также незарегистрированный багаж, превышающий допустимые размеры для перевозки в салоне самолета. До появления бирок данного типа отметка "DAMAGED" ставилась на обычной багажной бирке: "5.23.1. Если пассажир заявляет о повреждении багажа, необходимо проверить наличие отметки "DAMAGED" в билете или на багажной бирке, указывающей на принятие багажа к перевозке в поврежденном состоянии в пункте отправления. При наличии такой отметки претензия отклоняется. Если такой отметки не имеется, то необходимо заполнить PIR или стандартную форму Акта о повреждении багажа (DBR)" (НОМП ГА-83). 
Единственная из известных мне бирок  ограниченной ответственности Аэрофлота СССР относится к 1989 г.:

Далее речь пойдёт об отличительных бирках, которые использовались для выделения багажных мест, которые должны были загружаться в ВС таким образом, чтобы по прибытии их выгрузка производилась в первую очередь, а в некоторых случаях - и с особой осторожностью.
*
Бирки "Групповое движение" ("GROUP MOVEMENT") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к багажным биркам в целях обозначения и выделения багажа, принадлежащего группам пассажиров. Скорее всего бирки этого вида впервые появились в конце 1960-х гг. - точно такой же шрифт в слове "AEROFLOT" был использован на обложках расписаний 1968 и 1969 гг. Помимо Аэрофлота такие же бирки в те годы использовала ещё как минимум одна авиакомпания - японская JAL (фото). В 1990-е гг. на их основе были созданы бирки "Групповое движение" а/к "Аэрофлот - Russian International Airlines".
Для сортировки багажа групп пассажиров по пунктам назначения, как и в случае с багажными бирками, использовались бирки разных цветов:

Далее - бирка "GROUP" 1980-х гг., выпущенная западногерманской типографией  "Bartsch International" (см. логотип "rb"). Бирки этого вида "зеркальные", т. е. на обеих сторонах у них изображено одно и то же. "555" - трёхзначный код-префикс Аэрофлота (IATA: "Airline Prefix"/"Accounting Code"), который был использован вместо двухбуквенного кода "SU", что нехарактерно для бирок:



Бирки "Особо важный пассажир" ("VIP"). "На багаж зарубежных гостей, прибывающих в СССР по приглашению ЦК КПСС и Верховного Совета СССР, кроме багажной бирки установленного образца навешивается специальная бирка "VIP" (особо важный пассажир)" (РОП-80). Далее - цитаты из НОМП ГА-83 (подробнее об обслуживании VIP - в п. 5.7.): "Сотрудники группы VIP осуществляют регистрацию пассажиров и обработку багажа, каждое место которого оформляется дополнительно отличительной биркой "VIP"; "багаж особо важных пассажиров (VIP) оформляется отдельной сопроводительной документацией и сдаётся под ответственность бригадиру бортпроводников. Загрузка багажа осуществляется в салон (при возможности) или в багажно-грузовой отсек с таким расчетом, чтобы багаж можно было разгрузить первым после прилета"; "обслуживание пассажиров VIP после прилета предусматривает встречу у трапа воздушного судна, сопровождение в специально предназначенное для их обслуживания помещение. По окончании прохождения всех формальностей после прилёта и погрузки багажа в транспорт пассажиры VIP приглашаются к выходу".
Наиболее ранний из известных случаев применения бирок "VIP" относится к началу 1975 г. - такая бирка запечатлена на фотографии с указанной датой. Особенность бирок "VIP" этого вида - размещение эмблемы Аэрофлота на одном уровне с кодом "SU" и некурсивный шрифт в приставке "Soviet Airlines":
Бирки "VIP" - "зеркальные" (с обеих сторон изображено одно и то же)

Бирки как на фото сверху использовались как минимум до 1984 г. (фото бирки академика А.П. Ершова), а в дальнейшем оформление бирок "VIP" претерпело небольшие изменения - см. фото снизу. В 1990-е гг. на базе этих бирок были созданы бирки "VIP" российского Аэрофлота.

Другие варианты бирки "VIP":

Бирки "Первый класс"/"Бизнес-класс"("FIRST CLASS"/"BUSINESS") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к обычным багажным биркам в целях обозначения багажа пассажиров, следующих в салонах соответствующих классов. Разделение салонов на первый и туристический классы существовало на международных авиалиниях Аэрофлота с тех пор, как в 1956 г. на линии вышел Ту-104, а в апреле 1988 г. на международных авиалиниях был введён промежуточный бизнес-класс. Салонами бизнес-класса в тот год были оборудованы главным образом Ил-62, несколько Ту-154-х и, разумеется, Boeing-747, который начиная с 15 мая 1988 г. эксплуатировался американской авиакомпанией Pan Am совместно с Аэрофлотом на линии Нью-Йорк-Москва. Выжимка из международного расписания Аэрофлота 1988 г., в которой представлены все рейсы, на которых предусматривалось обслуживание по только что появившемуся тогда бизнес-классу (F - первый класс, C - бизнес-класс, Y -  туристический класс) - с полным расписанием можно ознакомиться здесь. Реклама бизнес-класса, в которой упоминается, что норма бесплатного провоза багажа в нём - 30 кг., вместо 20 кг. в туристическом классе (см. также рекламу рейсов в США из журнала "Деловые люди" за ноябрь 1991 г., в которой упомянуты все 3 класса обслуживания). Таким образом, бирки "FIRST CLASS" начали использоваться на международных авиалиниях Аэрофлота не ранее 1983 г. (они не были упомянуты среди прочих бирок в НОМП ГА-83), а "BUSINESS" - не ранее 1988 г.

Бирки "First Class" и "Business" а/к "Аэрофлот - Российские авиалинии" (2000-е гг.).



Бирки "Хрупкий багаж"/"Не бросать" ("FRAGILE") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к обычным багажным биркам в целях обозначения хрупкого багажа:


В российском Аэрофлоте бирки "Fragile" используются в виде наклеек: бирка 1990-х и бирка 2000-х гг.




Бирки "Трансфер" ("TRANSFER") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к штрихкодовым багажным биркам в целях обозначения  багажа трансферных пассажиров. Трансферный пассажир - тот, который прибыл в аэропорт (пункт) трансфера одним рейсом и продолжает полёт другим рейсом того же или иного перевозчика. Особенности работы с трансферным багажом были приведены в НОМП ГА-83:
"5.5.10. Загрузка трансферного багажа осуществляется таким образом, чтобы в пункте трансфера его снять в первую очередь.
5.6.8. Обработка трансферного багажа в пункте трансфера производится следующим образом:
- доставить трансферный багаж от воздушного судна и произвести его сортировку на стыковочные рейсы;
- если время стыковки недостаточно, багаж необходимо отсортировать у воздушного судна и доставить к самолёту стыковочного рейса с соблюдением требований государственных органов пункта трансфера."

До начала 1990-х гг. багаж трансферных пассажиров можно было выделить из всего багажа по навешенным номерным багажным биркам: на прямых рейсах использовались кодовые бирки, а при трансферных перевозках - бескодовые (трансферные) : "5.5.3. При оформлении трансферного багажа на каждое место необходимо прикрепить трансферную бирку, а отрывной талон вручить пассажиру" (НОМП ГА-83). Однако в начале 1990-х гг. на некоторых рейсах из Шереметьево-2 помимо номерных бирок начали использоваться штрихкодовые багажные бирки рукописного и машинописного заполнения, которые внешне уже не различались в зависимости от вида перервозки, поэтому при использовании таких бирок для выделения трансферного багажа стала необходима дополнительная бирка "Трансфер". Ниже на фото - самоклеящаяся ленточная бирка, выпущенная в 1990 г. западногерманской типографией  "Bartsch International".

Бирка "Transfer", использованная в 2016 г.

Бирки для маркировки груза
*
Авиагрузовые бирки (Air Cargo Label/Air Waybill Label) предназначены для маркировки груза, который отправляется по конкретной накладной ("Air Waybill" или AWB). "6.2.1. Перевозка грузов осуществляется на грузовых и пассажирских воздушных судах регулярными рейсами, выполняемыми по расписанию, а также заказными рейсами в отдельные пункты, куда регулярные полеты не выполняются. Она должна производиться по кратчайшим маршрутам и, как правило, прямыми рейсами. При невозможности этого осуществляется перегрузка в промежуточных аэропортах (трансферная перевозка)" (НОП ГА-83). 
Авиагрузовая бирка конца 1960-х - начала 1970-х гг.:
Авиагрузовая бирка конца 1960-х - начала 1970-х гг.
 
Грузовая авианакладная представляет собой комплект, состоящий из 12 бланков AWB, склеенных по торцу корешка, и 6 самоклеящихся авиагрузовых бирок. В каждой авиагрузовой бирке проставлен тот же номер, что и в AWB из комплекта. В авиагрузовой бирке указывается аэропорт назначения, аэропорт отправления и аэропорт трансфера (если таковой существует), общее количество мест груза, отправляемого по данной AWB, вес этого места и номер «домашней» накладной ("House Waybill" HWB / "House Air Waybill", HAWB).
Использованный лист авиагрузовых бирок 1980-х гг.

Безномерная авиагрузовая бирка:

 Идентификационная маркировка пассажиров Аэрофлота    

Такая маркировка использовалась для отделения пассажиров Аэрофлота от пассажиров других авиакомпаний.


На этом обзор специализированных бирок Аэрофлота СССР закончен, благодарю за внимание!

P.S. Если у Вас имеются замечания, дополнения или Вы обнаружили неточность в данном материале - сообщите об этом в комментариях.


Комментариев нет:

Отправка комментария